
Казахстанским экспортерам не вернули из бюджета свыше 0,5 трлн тенге по итогам 2024 года, и в течение первых месяцев 2025-го этот объем, судя по косвенным данным, продолжал увеличиваться. Проблемы с возвратом НДС стали отголоском сложностей с республиканским бюджетом РК, возникших в последние два года.
Оценка объемов НДС к возмещению
Возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) – важнейший механизм поддержки экспортеров со стороны государства. Напомним, что в большинстве налоговых систем, применяющих НДС, экспорт товаров и услуг облагается нулевой ставкой. Устроено это так, чтобы экспортеры не уплачивали НДС дважды: в стране происхождения товара и в стране-импортере.
С учетом того, как рассчитывается налог (система зачетов), у экспортера возникает разница между объемами НДС, который уплачен в казну его поставщиками и им самим при поставке товаров и услуг. Эту разницу государство должно возместить. В соответствии с действующими нормами РК, в общем случае возмещение происходит в течение 75 рабочих дней. Это значит, что средства выходят из оборота компании более чем на один квартал. В то же время для экспортеров, репатриирующих до 50% валютной выручки в рамках нормы, установленной правительством РК, а также состоящих на налоговом мониторинге, действовал льготный срок возмещения – 15 рабочих дней.
Экспортеры и ранее жаловались на длительные сроки возврата НДС, но в последние годы объемы невозврата стали все больше и больше. В отчете Высшей аудиторской палаты (ВАП) по республиканскому бюджету за 2024 год указано, что объем не возвращенного НДС составил 592 млрд тенге. Как сказано в документе, это «было обусловлено неисполнением плана поступлений в республиканский бюджет».
Анализ финансовой отчетности ФНБ «Самрук-Казына» – крупнейшей компании страны – показывает рост объемов по балансовой статье «НДС к возмещению» на протяжении 2019–2024 годов в 3,2 раза, тогда как активы холдинга выросли в 1,6 раза. В итоге за этот период доля невозмещенного НДС на балансе ФНБ выросла с 0,7 до 1,5% всех его активов – до 602 млрд тенге. По состоянию на конец 1К2025 в балансе по этой статье отражено уже 666 млрд тенге, или 1,6% всех активов фонда и 6,8% оборотных (текущих) активов.
На запрос Kursiv.Media в Комитете госдоходов Минфина РК об объемах НДС к возврату на начало второго полугодия 2025-го по существу не ответили, сославшись на налоговую тайну. При этом сообщили, что «за шесть месяцев текущего года налогоплательщикам возвращено из бюджета превышение суммы НДС в размере 768 млрд тенге».
Нагрузка на бюджет
Сам по себе рост объемов невозмещенного НДС – нормальное явление. Инфляционные процессы в экономике, рост экспортных оборотов, процедурные сложности (когда у налогового органа возникают вопросы к компании, возврат НДС может производиться несвоевременно) – все это влияет на увеличение объемов невозмещенного НДС.
Однако регуляторные факторы, по-видимому, действительно повлияли на ситуацию не так значительно, как бюджетные ограничения. Рост объема невозмещенного НДС совпал с периодом, когда возник риск появления в республиканском бюджете Казахстана кассовых разрывов из-за более низких, чем планировалось, фактических поступлений по ключевым видам налогов. По корпоративному подоходному налогу в 2024-м отклонение факта от изначального плана составило 13%, или 0,8 трлн тенге. По НДС планировалось получить 7,3 трлн, фактически в бюджет поступило 5,1 трлн, или на те же 13% меньше.
Именно в этот период начинаются проблемы с возвратом НДС. «Анализ помесячной динамики возврата НДС показал, что приостановление возврата зафиксировано в период с августа по ноябрь 2024 года, с последующим резким ростом возмещенной суммы в декабре 2024 года до 232 млрд тенге, что стало возможным из-за уточнения параметров бюджета», – следует из отчета ВАП.
В ВАП также подчеркивают, что усложнил ситуацию рост объемов возмещения НДС по нулевой ставке с 430 млрд тенге в 2023 году до 1,2 трлн в 2024-м. «Это рекордно высокая сумма возмещенного НДС по нулевой ставке за последние 6 лет, что связано с исполнением обязательств по возврату НДС за 2023 год в сумме 535 млрд тенге», – отметили в палате.
Более того, из отчета ВАП следует, что плательщики НДС на товары внутреннего потребления за последние пять лет почти вдвое увеличили объем переплаты по НДС.
Какие компании пострадали от задержек возврата – указано в отчете ВАП: «В 2024 году не возвращены подтвержденные к возврату суммы НДС по АО «НК QazaqGaz» (103,7 млрд тенге), АО «НАК Казатомпром» (78 млрд тенге), ТОО «Казцинк» (77,5 млрд тенге), ТОО «КТЖ-грузовые перевозки» (62,2 млрд тенге), АО «Транснациональная компания «Казхром» (45,2 млрд тенге), АО «Интергаз Центральная Азия» (25,9 млрд тенге) и другим крупным налогоплательщикам».
Де-факто мы имеем дело с беспроцентным краткосрочным кредитованием бюджета. Причем кредиторами выступали субъекты крупного бизнеса, представленные главным образом государственными компаниями. С процедурной частью проблемы возврата НДС в правительстве РК, похоже, нашли способ справляться: пилотный проект по внедрению цифрового тенге позволил сократить срок возврата с 75 до 5 рабочих дней.