Повышение МРТ не поможет сбить инфляцию

Опубликовано
Руководитель направления Kursiv Research
Нацбанк
Фото: Аскар Ахметуллин

Радикальное повышение уровня резервных требований для банков Казахстана по задумке НБ РК, должно привести к сокращению профицита торговой ликвидности и замедлению инфляции. Однако в нынешней ситуации это станет скорее дополнительным стабилизатором обменного курса. 

Содержание:

Как изменились минимальные резервные требования
Зачем НБ РК повышает МРТ
Эффекты на курс
Эффекты на кредитование

Как изменились минимальные резервные требования

Национальный банк РК постановлением от 25 июля этого года обновил минимальные резервные требования к банкам второго уровня. С предыдущего уровня, установленного ровно шесть лет назад – в августе 2019-го – рост радикальный. Кроме того, был пересмотрен подход к формированию резервов. 

Если в версии-2019 уровни резервов устанавливались исходя из валюты и срочности обязательств, то в версии-2025 – из валюты и категории обязательств. В старой версии краткосрочные обязательства в тенге резервировали на 2,0%, долгосрочные в тенге – по нулевой ставке, краткосрочные в инвалюте – на 3,0%, долгосрочные в инвалюте – на 1,0%. 

В новой версии решено ввести три категории обязательств: первая – 86 номеров балансовых счетов, где сосредоточены все основные обязательства банка, за исключением тех, что состоят во второй и третьей категориях – обязательства по репо и межбанковским операциям денежного рынка (вторая категория), а также выпущенные и выкупленные облигации, включая суборды (третья категория). 

Нормативы минимальных резервных требований НБ РК к банкам второго уровня и филиалам иностранных банков 
Категория обязательствВалюта обязательствМРТ до 13.04.2025МРТ до 31.08.2026МРТ с 01.09.2026
IТенге3,5%5,0%5,0%
IIТенге3,5%5,0%5,0%
IIIТенге3,5%3,5%3,5%
IИнвалюта10%12 или 15%15%
IIИнвалюта10%12 или 15%15%
IIIИнвалюта10%10%10%
Источник: НБ РК

При этом внутри банков выделялись группы, принадлежность к которым определяла то, какое значение ставки требования получит банк с апреля по август 2026 года – 12 или 15%. Все будет зависеть от того, насколько динамично банки будут обеспечивать прирост отдельных видов активов. Если банк по итогам 2025-го покажет на балансе 20-процентный рост кредитов бизнесу, покупки ГЦБ Минфина и акиматов, ФНБ «Самрук-Казына», НУХ «Байтерек», Казахстанского фонда устойчивости, а также прочих нефинансовых эмитентов корпоративных бондов, то он попадет в первую группу и получит 12%. Если рост будет ниже этой отметки – во вторую с 15%. 

Примечательно, что столь важный для ДКП документ был подписан исполняющим обязанности председателя Нацбанка РК зампредом регулятора Еруланом Жамаубаевым, а не Тимуром Сулейменовым, который в начале этого сентября отметит два года пребывания в кресле главы НБ РК. Предыдущие постановления с корректировками МРТ главы Нацбанка подписывали лично. 

Зачем НБ РК повышает МРТ

Изменение МРТ – один из стандартных инструментов денежно-кредитной политики, к которому прибегает большинство центральных банков для управления кредитной активностью, денежной массой и в конечном счете – потребительской инфляцией. В теории, ужесточая требования к резервам банков, ЦБ добиваются сокращения кредитования, особенно высокорискового, предложение денег в экономике сокращается, рост цен замедляется. 

«Принятые меры позволят снизить избыточный рост денежных агрегатов, улучшить трансмиссию денежно-кредитной политики, что повысит эффективность борьбы с инфляцией, – говорится в пресс-релизе казахстанского ЦБ. – Главная цель Национального банка – снижение инфляции до 5%. Для этого будут использоваться все доступные инструменты».

Однако есть и соображения экономии – как правило на МРТ не начисляется вознаграждение. Действующий инструмент стерилизации ликвидности – депозитный аукцион – вынуждает Нацбанк печатать деньги, что усиливает проблему. «В Казахстане накопленные проблемы, связанные со структурным профицитом ликвидности и значительными расходами на ее покрытие в условиях высокой базовой ставки, подчеркивают необходимость реформирования механизма МРТ. Основные направления совершенствования должны включать унификацию нормативов по срочности и адаптацию инструмента к текущим экономическим реалиям», – отмечают авторы опубликованной в январе 2025 года аналитической записки НБ РК «Минимальные резервные требования как инструмент денежно-кредитной политики: международный опыт и особенности использования». 

В экспертных кругах акцентируют на удорожании фондирования. В одном из апрельских обзоров эксперты АФК повышение базовой ставки и ужесточение МРТ назвали «двойным ударом по ставкам». 

«Этот архаичный метод управления ликвидностью, опирающийся на административные механизмы, – писали эксперты АФК, имея в виду повышение минимальных резервных требований, – снизит возможности для инвестирования в прибыльные активы, что приведет к удорожанию фондирования БВУ. Такой перевод ликвидности из рыночных инструментов на беспроцентные корсчета в НБ РК можно рассматривать как своеобразный скрытый налог, поскольку с его помощью государство изымает ресурсы из частного сектора без компенсации. Соответственно, спрэд ставок по кредитам и депозитам может возрасти из-за необходимости компенсировать удорожание обязательств». 

Эффекты на курс

Рост уровня МРТ обеспечит как минимум две быстрые победы Нацбанка. Во-первых, ему удастся замедлить рост денежной массы и снять часть «навеса», сосредоточенного в депозитных аукционах. Судя по статистике НБ РК, в последние несколько лет объем ликвидности, размещаемой в эти краткосрочные инструменты, с начала 2025 года составлял около 7 трлн тенге, что сопоставимо с половиной широкой денежной базы в тот же период. В то же время резервы БВУ в НБ РК были по объему примерно в семь раз меньше депозитных аукционов. 

Второй надежный эффект – снижение волатильности обменного курса USD/KZT. Достаточно сказать, что резервы формируются в тенге, а, значит, увеличение их объема стимулирует дополнительный спрос на тенговую ликвидность. Средства валютных корпоративных депозиторов, которые привлекались на рыночных условиях (около 3% годовых; по инвалютным депозитам физлиц ставка была ограничена 1%), придется размещать по более высоким ставкам, чем сейчас, когда, например, средние значения по кредитам корпоратам находятся ниже 8%. 

Где банки найдут инвалютные инструменты с умеренным риском, но с более высокой доходностью, сказать сложно. Вероятно, на фоне более стабильного курса игроки будут активнее прибегать к кэрри-трейду, зарабатывая в тенге, что опять же повышает спрос на национальную валюту.  

Эффекты на кредитование

Хотя в записке НБ отмечается, что в международной практике повышение МРТ «не оказывает особого влияния на темпы кредитования», влияние этой меры на кредитный и депозитный рынок в казахстанском случае может быть недооценено хотя бы потому, что размеры резервов в отношении некоторых обязательств вырастают в два и более раза, а в случае с длинными тенговыми обязательствами – с нулевого уровня до 3,5–5%. 

Стимулируемая госсектором и бюджетом кредитная экспансия вряд ли вызовет резкое торможение кредитования. Но изменение условий резервирования может спровоцировать волнообразный рост ставок по кредитам и депозитам, поскольку банки могут пойти за дополнительным тенговым фондированием к вкладчикам (на более выгодные с т.з. значений МРТ бонды спрос на рынке ограничен), но при этом вряд ли будут склонны сокращать свою маржу. 

Конструкция новых резервных правил стимулирует банки, с крупным инвалютным депозитным портфелем, инвестировать в госдолг, а также облигации квазигоссектора и корпоративных заемщиков из реального сектора. Напомним, что с 2026 года более комфортным будет выглядеть и банковское кредитование реального сектора, поскольку ставки КПН по доходам от таких ссуд останутся на уровне 20%, а по остальным доходам банков вырастут до 25%. Однако создание более комфортных условий по кредитованию того или иного сектора само по себе не вызывает рост количества проектов в этом секторе. Нельзя исключать, что вопреки логике ужесточения МРТ, банковский сектор – в том числе под давлением госпрограмм – не сократит финансирование слабых проектов, а, напротив, нарастит. 

Неоднозначным может быть эффект и на потребительское кредитование, объемы которого в последние несколько лет росли на десятки процентов благодаря рассрочкам (BNPL). Фундаментальные факторы роста потребительского спроса стабильны: население растет, бюджетная экспансия продолжается, модель BNPL все еще пользуется спросом (в том числе благодаря отсутствию более жестких требований раскрытия информации об условиях данного продукта). Ужесточение резервных требований на этот канал кредитования повлияет, по-видимому, некритично. Если темпы кредитования, особенно короткого потребительского, не замедлятся, то ожидать дезинфляционный эффект странно. Ранее Kursiv уже писал о том, какие проблемы может создать попадание в периметр обязательств, требующих резервирования, операций репо. Репо – важный инструмент денежного рынка, поэтому многие регуляторы стремятся не лишать его гибкости.

Читайте также