
12 августа начался показ сериала «Чужой: Земля», события которого разворачиваются за несколько лет до сюжета самого первого фильма. Год назад франшиза пополнилась частью «Чужой: Ромул» — там наоборот рассказывалось о последствиях первой встречи Рипли с ксеноморфом на корабле «Ностромо». Запутаться во всех хитросплетениях довольно легко, особенно после приквелов Ридли Скотта «Прометей» и «Чужой: Завет». Но создатель сериала Ной Хоули, за плечами которого шоу «Фарго», кажется, решил пойти своим путем. Судя по вышедшим двум сериям, он не прогадал. О том, как выглядит начинающаяся сага о людях, искусственном интеллекте и монстрах, — в рецензии «Курсива».
В начале XXII века власть на Земле поделена между несколькими корпорациями. К четырем гигантам недавно присоединился новичок — перспективная компания «Продиджи», владеющая как целыми городами, так и островом с лабораторией под названием «Нетландия» (или «Неверленд», кому какой вариант ближе). Ее глава, беспечный на вид молодой человек Бой Кавалер (Сэмюэл Бленкин) с шевелюрой и замашками Марка Цукерберга из «Социальной сети», совершает технологическую революцию: сознание живых людей переносится в тела андроидов. В качестве материала для экспериментов используются смертельно больные дети.
Главной гордостью становится гибрид Венди (Сидни Чендлер). Ее старший брат из прошлой жизни Хермит (Алекс Лоутер) работает медиком в службе спасения и одним из первых прибывает на место крушения космического корабля. Из далекого космоса на борту «Мажино» везли целый зоопарк инопланетных тварей — по заказу компании «Вейланд-Ютани» для дальнейшего изучения.

Беда в том, что корабль упал на территории «Продиджи», и между двумя CEO назревает конфликт. Чтобы перехватить корпоративные секреты, Бой Кавалер направляет туда отряд вчерашних детей во главе с циничным синтетиком Киршем (Тимоти Олифант). Разумеется, кроме киборга (Бабу Сизей) с механической рукой наперевес их уже поджидает кое-что еще…
Создатель сериала «Чужой: Земля» Ной Хоули повторил свой успех более чем десятилетней давности: как и в случае с «Фарго», он взял культовый фильм и адаптировал его для малых экранов (и снова на телеканале FX). Правда, в этот раз, в настоящем формальном приквеле, творческой свободы как будто изначально меньше — приходится не придумывать сезоны-антологии с нуля, а подстраиваться под уже написанный материал, причем гораздо более масштабный.
Впрочем, главным ориентиром для сценариста стала не столько запутанная мифология франшизы, пополнившаяся благодаря Ридли Скотту внеземными Инженерами, таинственной черной жижей и андроидами с божественными комплексами, сколько сам причудливый мир XXII века в стиле ретрофутуризма. Декорации сериала возвращают зрителей к самому первому «Чужому» с его характерными бело-желтоватыми интерьерами, некоторой технологической неряшливостью и пузатыми мониторами компьютеров — так в 1970-е годы представляли себе будущее.

То же самое проделывал прошлогодний «Чужой: Ромул», главной бедой которого было педантичное следование канонам — здесь цитата, там отсылка, а для оригинальности места практически не оставалось. Хоули, который, видимо, скептически отнесся к последним нововведениям Скотта и его сюжету о космонавтах-богоискателях, пробует увести историю в немного другом направлении, не разрушая, однако, связей с классикой. Сам патриарх франшизы, кстати, находится в продюсерском кресле, как и ее другой ветеран Уолтер Хилл, но Скотт уже не уверен, что в будущем вернется к своему детищу. Может быть, усталого создателя теперь и правда заменит Хоули, заодно с некоторой наглостью взявшего себя на мимолетную роль отца главных героев?
Идея наконец-то высадить ксеноморфов на Земле логична и в рамках всей серии (впервые она прозвучала еще в бастардном спин-оффе «Чужой против Хищника»), и в рамках сегодняшнего дня — в 2025 году понятно, что самое страшное происходит не в глубинах космоса, а у нас дома. Крушение космолета «Мажино» недвусмысленно отсылает к атаке на башни-близнецы, а всем вокруг заправляют мегакорпорации — пусть за следующие сто лет мы обзаведемся киборгами и андроидами, в целом разрыв с нашей реальностью не то чтобы велик.
Сюжетами с антикапиталистической повесткой сейчас мало кого можно удивить (сами стриминговые гиганты активно их эксплуатируют), но в данном случае это еще и дань уважения оригиналу. Злодеем «Чужого» был не только инопланетный монстр, но и компания «Вейланд-Ютани», которая обманом завела обычных работяг в сердце космической тьмы. Основная сюжетная линия же вдохновлена скорее «Бегущим по лезвию». Циничная концепция умирающих и больных детей, помещенных во взрослые роботизированные тела, выглядит многообещающей — наверняка будет смешно, страшно и интересно.

Приятно, что с гвоздем программы — ксеноморфом — тянуть не стали, и уже первый эпизод запускает счетчик его жертв. У сериала есть свой особый, слегка психоделический темп (монтаж и операторская работа порой напоминают галлюцинации), и в события на экране нужно вникать как следует, но на отсутствие динамики пожаловаться нельзя. Хоули нагружает историю плотным слоем культурных и исторических отсылок, главным образом зашифровывая здесь сюжет «Питера Пэна» (зрители уже начали гадать, кто окажется Капитаном Крюком) и даже иллюстрируя первую серию кадрами из диснеевской анимации — как мы помним, несколько лет назад франшизу официально поглотил «мышиный дом». Неожиданно большую роль играет мультфильм «Ледниковый период». Неплохой такой контраст с библейским пафосом Ридли Скотта.
Все эти ружья, хочется верить, выстрелят в финале. Пока проект стоимостью в 250 миллионов долларов, сравниваемый Хоули с «Игрой престолов», заслуживает доверия. Однако ложка дегтя все-таки возникает на титрах, в которых почему-то отсутствует имя художника Ганса Руди Гигера, придумавшего облик Чужого и потому неизменно указывавшегося самыми разными режиссерами в конце фильмов. Для озабоченной вопросами появления на свет франшизы такое исчезновение «отца» выглядит непростительным промахом и в итоге занимает не меньше, чем тайны вымышленных «Вейланд-Ютани» и «Продиджи».