
Если новость о том, что Тимур Турлов может возглавить региональную федерацию футбола в Карагандинской области, подтвердится, это станет очередным и закономерным шагом в рамках курса, который наметил себе казахстанский бизнесмен, придя в этот вид спорта несколько лет назад.
Многие воспринимают футбол в Казахстане как площадку для сомнительных ходов и обитель сомнительных личностей – чьи-либо действия в этом направлении часто натыкаются на подозрения в коррупции, грязной игре и пустой трате государственных денег на краткосрочные результаты. Но кейс Турлова – про другое, ведь он, во-первых, вкладывает свои собственные средства, а во-вторых, решил сфокусироваться на детях.
Тимур Турлов неоднократно отвечал на два главных вопроса: почему он решил заняться футболом и почему именно детско-юношеским? И, по его словам, главная призма, через которую он смотрит на этот вид спорта – это его социальная функция.
Он пояснил, что все началось после январских событий – тогда Касым Жомарт-Токаев напомнил большому бизнесу об ответственности перед обществом. Мысль президента нашла у Турлова отклик:
«Я не хочу ездить с охраной. Хочу, чтобы страна оставалась комфортной и безопасной. Это зависит от объединения усилий государства, бизнеса, неравнодушных людей».
С этой точки зрения для Турлова футбол – это в первую очередь то, во что играют дети в дворовых коробках, в чем соревнуются между собой школьники и студенты, и в чем стремятся стать совершенными юные футболисты из групп подготовки.
Далеко не все из них станут профессиональными спортсменами, но для многих именно занятия футболом играют роль оберега от маргинальных и вредных увлечений. Многие исследования демонстрировали, что внедрение массовых спортивных программ способно снижать криминальное поведение среди молодежи.
Спорт прививает здоровый образ жизни и дисциплину, дарит друзей – все это помогает преуспеть во взрослой жизни, вне зависимости от выбранного направления.
Поэтому холдинг Турлова инвестировал 8 миллиардов тенге на проведение первых трех сезонов Freedom QJ League – чемпионатов Казахстана в трех возрастных группах, U18, U17 и U16.
Львиная доля этих денег уходит на организацию соревнований в так называемом «недельном цикле». Мальчики и девочки из футбольных центров соревнуются так же, как и взрослые футболисты – путешествуют по стране, проживают в комфортабельных гостиницах и получают равномерную нагрузку. Одна неделя – одна игра.
А строительство академии в Караганде, на которую Freedom Holding Corp. выделил 12 миллиардов тенге, не только станет подспорьем для профессионального резерва, но и существенно обогатит экосистему местного футбола. Этот проект включает в себя возведение арены на 3 500 человек, а также двух полноразмерных полей, один из которых будет накрыт куполом – а значит, сможет функционировать круглогодично.
Появление такой инфраструктуры повлечет за собой возможность проводить больше массовых турниров для всех возрастов, причем проводить их в комфортных условиях, с чистыми раздевалками и качественным газоном. Значит, больше детей будут желать заниматься футболом.
Само собой, все это относится и к тем из них, кто намерен связать с мячом свою жизнь. Когда у будущих профи есть современное общежитие со всем необходимым для учебы, тренировок и восстановления, перед ними гораздо реже встает экзистенциальный вопрос: «Действительно ли это стоит того?». И они не позволяют сомнениям увести их с намеченного пути.
Поэтому, хотя Турлов сознательно не претендует на взрослый футбол, эти инвестиции будут влиять на долгосрочный облик этого вида спорта в стране – ведь детям предстоит вырасти.
Сборная Исландии, ставшая одной из главных сенсаций Евро-2016 и ЧМ-2018, шла к этому успеху с 90-х. Тогда в стране начали вкладывать в строительство крытых манежей, искусственных полей, программ для детей, а также массово готовить специалистов – к 2010-м у острова, чье население составляет лишь немногим более 350 тысяч человек, был один из самых высоких показателей тренеров с лицензиями УЕФА на душу населения. Почему Казахстан не может повторить этот путь?
Турлов признавался, что мечтает поболеть за сборную Казахстана на ЧМ или на Евро, и не видит никаких причин, почему это невозможно. Но все его действия направлены главным образом на то, чтобы в первую очередь дать детям возможности для роста и реализации. А там – уже как карта ляжет.
«Это же прикольная амбиция – оставить после себя что-то, внести свой вклад в изменения. Это не про имидж. Это попытка испытать себя и понять: возможно такое или нет», – объяснял он.