
Казахстанские СМИ изначально игнорировали аварию на Кашагане, которая произошла в 2013 году. Независимые медиа указывали на ошибки подрядчиков и роль компании Ersai Caspian Contractor, связанной с политической элитой. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в журнале «Energy Research & Social Science». На исследование обратил внимание отраслевой Telegram-канал Energy Analytics.
В работе Юлии Шваб представлен анализ того, как казахстанские СМИ формировали нарративы вокруг утечки на нефтяном месторождении Кашаган в 2013 году, что привело к задержке коммерческой добычи до 2016 года.
В исследовании подчеркивается, что казахстанские СМИ использовали три последовательные стратегии. СМИ изначально игнорировали инцидент, далее акцентировали внимание на высоком содержании сероводорода, которое якобы вызвало коррозию и трещины в трубопроводах. Также СМИ акцентировали внимание на роли государства и партнерстве с IOCs (ENI, ExxonMobil, Shell, Total, CNPC, Inpex, КазМунайГаз).
Независимые СМИ указывали на сговор местных элит, указывали на ошибки подрядчиков и роль компании Ersai Caspian Contractor, напоминали о скандалах вокруг ENI и возможных коррупционных выплатах, критиковали альянс власти и транснациональных корпораций.
Автор отмечает, что материальные характеристики нефти были использованы для оправдания инцидента. Это позволило снять вопросы о человеческом факторе и коррупции.
Казахстан упустил доходы в период высоких мировых цен на нефть. На фоне задержек и падения цен в 2014–2015 годы страна пережила две девальвации тенге. Кризис на Кашагане стал символом уязвимости экономической модели, основанной на углеводородах.
Разработка месторождения Кашаган началась в 1990-х годах консорциумом международных нефтяных компаний (МНК), включая Agip/ENI, ExxonMobil, Shell, Total, KazMunayGas, CNPC и Inpex. Проект обещал стать флагманом казахстанской нефтяной индустрии и основой экономического развития страны. Запуск опытно-промышленной фазы (ОПР) разработки неоднократно переносился. Перенос с 2013 на 2016 год был связан с аварией на коммуникациях.
Сообщалось о планах добыть на Кашагане в 2025 году 18 млн тонн нефти. Также сообщалось, что Казахстан продолжает требовать с NCOC $4,4 млрд штрафа за нарушения на Кашагане.