Новости

Национальные интересы Казахстана в ШОС: чего добивается Токаев? 

Касым-Жомарт Токаев. Фото: Akorda

«В сложных геополитических реалиях мы должны поддерживать ООН как универсальную и независимую организацию», – об этом заявил президент Казахстана, выступая на саммите «ШОС+» в Китае. В то же время, по словам главы государства, назрела необходимость реформы ООН, в первую очередь ее ключевого органа – Совета Безопасности. Насколько важен этот шаг? Какой вклад вносит РК в развитие Шанхайской организации сотрудничества? И какое значение имеет визит Касым-Жомарта Токаева в КНР не только для нашей страны, но и для ее партнеров? 

Мнением с нашей редакцией поделился директор белорусского Центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия» политолог Алексей Дзермант.

Алексей Дзермант. Фото: Министерство культуры и информации

– На какие символические моменты, связанные с визитом президента Казахстана в Китай, вы обратили особое внимание?

– Мы видели, что некоторых президентов при прибытии в аэропорт встречали китайскими танцами в народных одеждах. То есть китайская сторона придавала этому большое значение, и действительно были нюансы. И то, что президента Казахстана встречали китайские дети, говорившие по-казахски, говорит об уважении КНР к казахской культуре, к казахскому государству, к РК как к очень важной для Китая стране. Эти символические моменты подчеркивают уважение и приоритетность партнеров.

– В чем заключается значимость визита для Казахстана и его партнеров, в частности Беларуси?

– Мы видим, что ШОС постепенно превращается из регионального клуба государств в масштабную евразийскую интеграционную группировку. Это уже не только страны, расположенные исключительно в Азии, но и государства, охватывающие западную часть Евразии, и это очень важно. То есть организация растет, расширяется, и в ее рамках, уверен, будут углубляться отношения между странами. Такие логистические проекты, как «Один пояс – один путь», проходящие из Китая через Центральную Азию, через Казахстан на Запад, в том числе через Беларусь, будут связывать наши страны и интересы. 

ШОС создает уникальную среду для развития сотрудничества по самым разным направлениям. Логистика – это своего рода «становой хребет» организации, но далеко не единственный аспект. В ШОС есть множество направлений, которые можно развивать, в том числе согласовывая стратегии развития Казахстана и Беларуси. Тем более что нас объединяют и другие структуры, где мы тоже этим занимаемся.

– Токаев отметил беспрецедентно высокий уровень развития казахско-китайских отношений. Какие направления сотрудничества в приоритете? И какие отрасли получат наибольшее развитие в ближайшие годы?

– Прежде всего экономика, особенно новые и цифровые технологии, искусственный интеллект. Это именно то, что сегодня двигает прогресс в мире. Тот, кто будет владеть этими технологиями, имеет будущее и сможет войти в новый технологический мир. А тот, кто ими не обладает, будет вынужден подчиняться более развитым странам. 

Китай предлагает партнерство в развитии, и это принципиально отличает подходы КНР от западных. Именно поэтому у стран ШОС есть возможности сотрудничать с Китаем, перенимать и развивать важные технологии будущего, формировать собственные компетенции, подключать своих специалистов, развивать на своей территории производство, инженерные и технологические школы и так далее. 

Важно и то, что в рамках ШОС формируется значимая повестка, например экологическая. Поэтому неслучайно был поднят вопрос, в том числе президентом Казахстана, о разработке общих программ по спасению Каспийского моря. Вообще, климатическая и экологическая повестка становится все более актуальной. Мы видим, что Китай в последние годы также уделяет этому большое внимание и уже добился определенных успехов, например, в борьбе с опустыниванием на своей территории. Этот опыт вполне можно адаптировать и применять в странах Центральной Азии. Таким образом, спектр сотрудничества в рамках ШОС становится все более широким. Помимо традиционных направлений – промышленность, технологии, логистика – все большее значение приобретает экологическая тематика. Это необходимо для сохранения природы и рационального использования природных ресурсов, которыми обладают государства ШОС.

– Токаев подчеркнул, что Шанхайская организация сотрудничества по праву оценивается в мировом сообществе как эффективная, влиятельная, востребованная международная структура. А что думаете вы? 

– Действительно, этот саммит ШОС показал, что организация на самом деле становится эффективной, влиятельной и востребованной. Мы видим, сколько партнеров и наблюдателей присутствовало на саммите ШОС. Уже, по сути, выстраивается очередь из стран, желающих стать полноправными членами организации. В условиях изменения баланса сил в мире ШОС приобретает вес как разумная, эффективная альтернатива, структура, которая отвечает интересам ее участников. Здесь нет гегемонии, идеологического давления, политики, не выкручивают руки остальным так называемым союзникам. Именно поэтому ШОС представляет собой сегодня глобальную альтернативу другим организациям и союзам. Даже оппоненты признают успехи ШОС и то, что эта организация становится эффективной институцией, структурой, которая позволяет всем ее участникам достигать целей развития. И это, пожалуй, самое важное, что мы наблюдаем в деятельности ШОС сегодня.

– Какой вклад в развитие ШОС вносит Казахстан? 

– Казахстан обладает серьезными географическими и экономическими возможностями, значительным энергетическим и логистическим потенциалом. Роль страны в ШОС – ключевая. Казахстан находится в самом центре организации, через него проходят важнейшие торговые и транспортные маршруты. Без участия Казахстана невозможно представить ШОС как полноценную организацию.

И, конечно, важную роль играет то, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев прекрасно знает китайский язык и китайскую культуру. Думаю, что именно это во многом обусловливает успех Казахстана в рамках ШОС: как инициатора определенных идей, как государства, реализующего свои интересы в рамках организации. Это не просто слова, Казахстан действительно добивается того, что необходимо в соответствии со своими национальными интересами. Конечно, без дипломатического опыта и глубокого знания Китая у президента Казахстана, возможно, этого бы не получилось. Поэтому во многом успех РК в ШОС – это результат личных компетенций Токаева.

– В ходе саммита «ШОС+» глава государства в очередной раз призвал к реформированию ООН. Что вы думаете об этом?

– Идея реформирования ООН назрела давно, и совершенно правильно, что Казахстан и другие государства требуют изменений как в Совете Безопасности, так и в структуре организации в целом. При этом очень важно, что и Китай, и члены ШОС не отрицают, что ООН должна быть. По сути, это основа послевоенного миропорядка, сложившегося после Второй мировой войны. В этом контексте позиция стран ШОС, включая Казахстан, о необходимости расширения состава Совета Безопасности и укрепления авторитета ООН выглядит взвешенной и конструктивной. Такие предложения разумны и реалистичны. И если страны ШОС будут действовать сообща, то есть шанс добиться необходимых изменений.