
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, до 62% медработников по всему миру сталкивались с проявлениями насилия на рабочем месте. Это не только прямые физические нападения, но и угрозы, оскорбления, сексуальные домогательства, психологическое давление. Проблема затрагивает все уровни системы здравоохранения — от крупных больниц до сельских амбулаторий.
Основатель сети поликлиник Asmed Раушан Жаксыбай рассказала, почему агрессия против медицинских работников имеет тяжелые последствия для всей системы здравоохранения, что можно почерпнуть из международных практик и как сделать так, чтобы врачи чувствовали себя защищенными.
Почему нападения на медицинских работников нельзя приравнивать к обычным конфликтам и как эта проблема должна решаться на государственном уровне?
Потребность в безопасности — базовая для всех людей. Если у самого врача она не закрыта, он выполняет работу механически, без эмпатии. Медицина — это особая сфера. Люди приходят к врачу не только за облегчением телесной боли, но и за заботой, душевным отношением. Если пациенты не получают сочувствия и вовлеченности, у них накапливается недовольство и возникает конфликт.
Психологически истощенному после словесного конфликта врачу тяжело принимать следующих пациентов. Нересурсный врач может ненароком упустить какие-то детали, а если доктору нанесли телесное повреждение, то остальные больные и вовсе остаются без медицинской помощи. Это критическая ситуация и прямое нанесение урона здоровью нации.
Сейчас в Казахстане фиксируются регулярные случаи агрессии, вплоть до жестоких избиений врачей в больницах. Из-за небезопасных условий труда многие работники уходят из профессии — мы рискуем остаться вообще без медперсонала. Наконец-то разработаны поправки в Уголовный кодекс, которые я всячески поддерживаю. Отдельная статья 158-1 будет предусматривать жесткую ответственность:
- за угрозы врачу — до 2 лет ограничения свободы;
- за применение насилия — до 7 лет лишения свободы;
- если преступление произойдет в условиях чрезвычайного положения — до 10 лет тюремного срока;
- если нападение угрожает группе медиков или совершено группой лиц — до 15 лет лишения свободы.
Одних законов мало, важно еще изменить отношение в самом медицинском сообществе — научиться не прощать насилие. Министерством здравоохранения Казахстана должна быть проделана большая работа по воспитанию нетерпимости к агрессии пациентов. Медики часто игнорируют первые проявления неуважения, считая, что «пациент всегда прав», «он же болеет, его нужно пожалеть». Мы должны пресекать любую агрессию на корню — тогда общество поймет, что переступив порог кабинета врача, нужно держать себя в руках.

Что из международных практик защиты медицинских работников можно адаптировать для Казахстана?
В США проводят много социальных исследований, которые показывают, что самые высокие показатели насилия на рабочем месте — в сфере здравоохранения и социальной помощи. Чтобы бороться с этим, во многих американских больницах поставили металлодетекторы и охрану с серьезными полномочиями. У охранников есть электрошокер, который они могут применить, чтобы утихомирить агрессивного пациента.
Пока в Казахстане тревожные кнопки и металлодетекторы — диковинка, посты охраны редко, но бывают. Самый большой процент нападений приходится на женщин-медиков и врачей ПМСП — именно для них в первую очередь нужно создать безопасные условия труда, например, переняв опыт американских коллег. Первые шаги уже сделаны: в некоторых больницах Астаны появились круглосуточные полицейские посты.
В Великобритании нападение на медперсонал приравнено к посягательствам на работников экстренных служб; сотрудники получают соответствующие надбавки, как пожарные и полицейские. В Испании врача государственной клиники рассматривают как должностное лицо, приравненное к представителю власти, — за нападение предусмотрено суровое наказание. В Бельгии уголовная ответственность установлена за насилие в отношении лиц, выполняющих социально значимые функции: врачей, медсестер, фельдшеров, фармацевтов, и даже водителей скорой помощи.
Во многих странах медицинские работники обладают особым правовым статусом и приравнены по уровню защиты к сотрудникам экстренных служб при исполнении служебных обязанностей, что подчеркивает социальную значимость их деятельности. Казахстану стоит двигаться в том же направлении: это поднимет статус врача и усилит мотивацию. Ведь врач на любом приеме действует экстренно — мобилизует знания и клинический опыт, чтобы облегчить страдания пациента.
Как уменьшить количество необоснованных жалоб на врачей?
Чаще всего с необоснованными жалобами сталкиваются врачи поликлиник и кабинетов неотложной помощи. Когда врач перегружен, время ожидания в очереди увеличивается и закономерно возникают жалобы. Если медицинские работники постоянно сталкиваются с такими нападками, они морально выгорают и даже могут уйти из профессии.
Спорные случаи — «не назначил», или, наоборот, «назначил не то» — чаще всего субъективная жалоба пациента, который не может профессионально оценить работу врача. Нередко люди пользуются безнаказанностью, считают, что «врачи обязаны», и используют жалобы как способ выплеснуть накопившийся негатив. В конечном счете все упирается в отношение общества к статусу врача — уважительное отношение к доктору потеряно.
Миссия врача — не быть общественным громоотводом, а спасать людей. И поэтому именно на законодательном уровне нужно регулярно пересматривать ситуацию и проводить реформы:
- улучшать техническое оснащение больниц, чтобы по камерам можно было отследить, кто прав, а кто виноват;
- учить врачей распознавать начальные признаки агрессивного поведения;
- прописывать не только обязанности, но и права врачей, например, отказывать в приеме конфликтным пациентам;
- делать комфортную нагрузку на медперсонал — никаких полуторных или двойных смен;
- увеличить количество дежурных врачей и медсестер, чтобы равномерно распределять нагрузку и быстрее принимать пациентов.
Что помогает медицинскому персоналу сохранять мотивацию и качество работы при парадоксально низком уровне зарплаты?
Во всех странах есть экстренные службы, на которые в чрезвычайных ситуациях ложится основная нагрузка. Медицинская служба — одна из них, значит, и статус, и оплата должны соответствовать высокой ответственности.
Врачи учатся дольше всех — 8—10 лет. Когда выпускник заканчивает ординатуру, ему около 26 лет. К этому времени уже многие ровесники состоялись в профессии, а врач только начинает профессиональный путь. Молодым докторам трудно планировать личную жизнь и создавать семьи, потому что первые годы они будут получать мизерную зарплату. Кто выдержит это? Только влюбленные в свою профессию люди.
Зарплата у врачей должна быть выше, чем у любых других специальностей сразу после окончания учебы. Тогда у студентов будет мотивация хорошо учиться, а потом — спокойно и ответственно делать свою работу, а не набирать дополнительные смены, чтобы как-то сводить концы с концами. Сегодня повышенную оплату врачи чаще получают только после защиты квалификационных категорий — фактически заново доказывая свою компетентность.
Чем больше врач удовлетворен тем, как государство о нем заботится, тем ответственнее он работает, с большим энтузиазмом вкладывается в свою работу. Довольный специалист — довольный пациент — меньше конфликтов: это замкнутый круг, который можно разорвать своевременными реформами.
Почему роль врачей общей практики недооценена и как это можно изменить?
Первичное звено медико-санитарной помощи (ПМСП) — важнейший фильтр, который снижает нагрузку на всю экономику нашей страны. Чем лучше будет работать ПМСП и, соответственно, врачи общей практики (ВОП), тем меньше нам будут нужны узкие специалисты.
Если говорить о здоровье нации, то важнее всего — профилактика. На первичном осмотре ВОП может поймать болезнь на ранних стадиях и на уровне коррекции питания или популяризации здорового образа жизни вылечить ее, не запустив до хронического состояния. Так снижается нагрузка и на государство: не нужно строить специализированные больницы с круглосуточным обслуживанием пациента или закупать дорогостоящие препараты.
Другое дело, что у нас много нареканий на непрофессионализм молодых врачей, которые идут работать терапевтами. Над этим можно и нужно работать:
- мотивировать врачей высокой зарплатой сразу после медуниверситета;
- уменьшить количество обязательных приемов в день;
- решить все вопросы безопасности;
- заново взрастить в обществе уважительный статус медика.
Тогда и врачи будут вовлечены в профессию всей душой, и до специализированных стационаров у нас будет доходить все меньше и меньше пациентов.
Какой минимальный социальный пакет удовлетворил бы базовые потребности врача?
Минимальный социальный пакет врача должен содержать следующие элементы.
Во-первых, достойную заработную плату, которая будет не просто покрывать прожиточный минимум, а позволит содержать семью и развиваться профессионально. Повторюсь, сразу после университетской скамьи врач должен получать зарплату гораздо выше той, которую получают все остальные специалисты, потому что он учился в два-три раза дольше, чем люди других профессий.
Во-вторых, социальные гарантии: оплачиваемые больничные, расширенные отпуска, страхование жизни и здоровья, включая профессиональные риски. Медицина — одна из самых стрессовых, эмоционально изматывающих и опасных профессий.
В-третьих, доступные ипотечные программы или служебное жилье, особенно для врачей в регионах с острой нехваткой кадров. Сейчас ипотечные программы предлагают для сельской местности, но это просто капля в море, и там такие непривлекательные условия, что мало кто захочет ради них уехать из города.
В-четвертых, возможность непрерывного обучения за счет государства или работодателя: современный врач должен постоянно обновлять знания, и это не должно ложиться только на его плечи.
И, наконец, самое важное — гарантированную государством защиту от насилия и уважение к профессии. Если общество вновь будет почтительно относиться к медикам, а потребность в безопасности будет закрыта, врач сможет сосредоточиться на самом главном — лечении пациентов.
Что должно измениться в системе здравоохранения Казахстана, чтобы вопрос защиты врачей перестал быть актуальным в ближайшее десятилетие?
Нужно сочетать жесткое правовое наказание за нападения на врачей с улучшением условий физической безопасности в больницах. Тогда врачи будут чувствовать и эмоциональную безопасность — они будут удовлетворены тем, как на законодательном уровне они защищены государством.
Все нужно подкрепить прозрачным увеличенным финансированием: кроме высокого начального уровня зарплаты врач должен получать надбавки за любую дополнительную работу. Его KPI должны быть четкими: обновил знания — получи надбавку, показал какие-то результаты или вышел на дополнительную смену — вот тебе еще деньги.
Нужны общественные кампании по улучшению статуса профессии врача и масштабное просвещение о недопустимости любого вида насилия над медицинскими работниками. Да, невозможно все решить сразу, но если эти меры запускать поэтапно, то в обществе произойдут большие сдвиги и вопрос безопасности врачей перестанет быть настолько острым.
Какие первоочередные меры нужны национальной программе по защите медицинских работников?
Если бы я разрабатывала национальную программу по защите медицинских работников, то вот с чего бы начала:
- Устранила пробелы в законодательстве: нападения на врачей должны караться так же строго, как на сотрудников правоохранительных органов. Для этого нужно приравнять статус врача к госслужащему, к социальной значимой профессии или к работнику экстренных служб.
- Разработала и внедрила системы безопасности в медучреждениях, особенно во время ночных дежурств: обязательная охрана с расширенными полномочиями, видеонаблюдение, тревожные кнопки, быстрый вызов полиции в случае конфликта.
- Утвердила социальную поддержку врачей — высокий уровень зарплат с надбавками, расширенное страхование, финансовую помощь в случае ЧП, программы по борьбе с эмоциональным выгоранием.
Эти меры реально защитят врачей, вернут уважение к их труду и сформируют общественную нетерпимость к оскорблениям и насилию. Чем выше статус медицинского работника, тем больше абитуриентов пойдут в медуниверситеты и тем охотнее будут учиться, зная, что их ждут безопасность, социальная поддержка и достойная оплата. В итоге выиграет вся нация — здоровая, работоспособная, которая будет добросовестно трудиться на благо нашей страны.