
В казахстанском прокате состоялась премьера новой картины французского режиссера Люка Бессона. «Дракула» является 22-й работой культового постановщика, который в последние годы стал особенно продуктивен, выпустив в одном только 2025-м уже два фильма. Несмотря на почтенный возраст, экранизация классической истории в руках европейского мэтра отличается свежим взглядом и по-детски наивным сценарием.
О том, почему «Дракула» — это далеко не лучшая адаптация романа Брэма Стокера, но невероятно милое кино о любви, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.
О чём фильм
Сюжетно адаптация Люка Бессона идет по основным событиям оригинального романа. Тут и поездка Джонатана Харкера в замок Влада Дракулы, и обсессия вампира вокруг невесты Харкера, и противостояние церкви с Графом.
Картина начинается отрывком из жизни молодого Влада и его возлюбленной Элизабет. После очередной страстной ночи любви Граф отправляется с войском на войну с турками, попутно поручив страже сопровождать девушку в безопасное укрытие. Дракула без труда выигрывает сражение, но Элизабет оказывается убита небольшой группой вражеских войск, устроивших героине засаду в лесу. Убитый горем, Влад отрекается от Бога, попутно убивая местного священника. Совершив столь крупный грех, Дракулу обрекают на вечную жизнь и скитания в поисках той единственной, кто заменит ему возлюбленную.
В течение сотен лет Влад живет мечтами вернуть Элизабет. Однако теперь поисками занимается не Дракула, а его подданные, путешествующие по миру и ищущие девушку, похожую на почившую невесту Графа. Спустя четыре столетия, в Париже наконец объявляется Мина, как две капли воды похожая на Элизабет. Узнав об этом, Влад Дракула решает снова покинуть свой замок, посеяв ужас во Франции, чтобы вернуть свою любимую.

Новый взгляд на знакомую историю
Роман Брэма Стокера был экранизирован не один десяток раз, а образ бессмертного вампира появлялся на экране сотни, если не тысячи раз. Даже в течение последних лет зрители имели возможность увидеть магнум-опус Роберта Эггерса «Носферату», политического «Графа» Пабло Ларраина и сатирического «Дракулу» румынского постановщика Раду Жуде. Каждая версия предлагала свое уникальное прочтение знакомой истории.
Так, Эггерс пытался максимально реалистично показать период того времени, при этом использовать оригинальный материал для рассказа о перверсивном сексуальном влечении мужчины к девушке. В то же время Ларраин интерпретировал образ бессмертного вампира в качестве аллюзии на кровавый режим чилийского диктатора Аугусто Пиночета. Самым интересным при этом можно назвать недавнюю адаптацию Жуде, где столетнее чудовище используется в качестве метафоры на искусственный интеллект.
Теперь к списку неожиданных прочтений «Дракулы» можно добавить работу Бессона, вышедшую под заголовком «История любви». В отличие от большинства предыдущих версий, главным героем ленты здесь выступает не английский адвокат Джонатан, а бессмертный кровопийца, который веками скитается по миру в поисках своей возлюбленной.
Работа Бессона ставит во главу угла историю любви Влада и Элизабет, закончившуюся трагической смертью последней. «Дракула» французского постановщика не пугает, а скорее заставляет с интересом наблюдать за трагедией мужчины, веками пытающегося вернуть свою любовь. С этой перспективы когда-то пугающий сюжет Стокера начинает играть новыми красками, заставляя зрителя проникаться симпатией к ужасному кровопийце. Да и Мина — новая любовь Дракулы — здесь выступает не в качестве жертвы вампира, а в роли романтической партнерши, которой просто нужно вспомнить об их прошлой жизни в замке в Трансильвании.
Тем не менее, стоит отметить, что, несмотря на все попытки Бессона перевернуть знакомую историю с ног на голову, Дракула все еще выглядит как маниакальное создание, подчиняющее своей воли людей в поисках девушки.

Легкий вечерний аттракцион
Хотя съемки проходили не в Голливуде, «Дракула» может похвастаться наличием двух сильных актеров: великолепным Кристофом Вальцем и подающим надежды Калебом Лэндри Джонсом. Второй успел сняться в десятке известных работ, начиная от «Прочь» Джордана Пила и заканчивая «Тремя билбордами» Мартина Макдоны. Однако по-настоящему ему удалось раскрыться у Люка Бессона в фильме «Догмэн». Картина была представлена в основном конкурсе Венеции, а актеру пророчили приз на фестивале за лучшую мужскую роль. После этого Бессон захотел снова поработать с Джонсоном, увидев его в образе Дракулы. При этом постановщик то и дело отмечает, что он не интересуется ни хоррорами, ни романом Стокера. Возможно, именно поэтому экранизация больше похожа на романтическую историю, нежели на классический фильм ужасов.
Джонсон и впрямь отыгрывает великолепно, одинаково хорошо воплощая статность молодого Влада и передавая отвращение к уже постаревшему Графу. Хотя в картине у актера есть большой простор для работы с персонажем, все его труды разрушаются об неказистый, подчас примитивный сценарий. Диалоги, как и поведение персонажей, то и дело вызывают смешки в кинозале, а сюжет, несмотря на все нововведения Бессона, не может похвастаться каким-либо новаторством.
Тем не менее, происходящее на экране все же вызывает интерес. Во многом это заслуга множества визуальных решений, как, к примеру, запоминающаяся сцена с монашками, окружившими Дракулу ближе к финалу фильма. Эклектичный подход к монтажу, постоянные стилизованные флэшбеки, смешение жанров — все это выглядит свежо, особенно в руках 66-летнего режиссера. Помимо этого цепляют декорации и их многообразие, начинающееся от замка Дракулы и заканчивающееся Версалем. Наконец, уже упомянутая игра Джонсона и как всегда великолепный Вальц придают особое обаяние ленте. От комбинации всех этих элементов даже хочется закрыть глаза на недостатки сценария, списав все на намеренную китчевость Бессона, отрицающего жанр ужасов и предпочитающего излишнюю постановочность в своих проектах.

Вывод
«Дракула» напоминает не столько целостный фильм, сколько набор интересных элементов, шитых белыми нитками в рамках двухчасового хронометража. Одни сцены вызывают неподдельный интерес, другие — смех. Бессон доказывает, что его еще рано класть в гроб, а его кино оказывается живее и моложе многих коллег по цеху. Картина не является уникальным откровением, но ее вполне можно назвать неплохим аттракционом на вечер.