
В кинотеатрах идет «Альтер» — фантастический боевик финского режиссера Тимо Вуоренсолы с Томом Фелтоном в главной роли. Причин ждать этот проект было больше всего у казахстанцев — он был снят в Астане, которая на экране превратилась в киберпанковскую столицу футуристического мира. Западные кинематографисты уже давно присматривались к городу в качестве необычной локации, и вот этот момент настал. О том, есть ли в фильме еще что-то заслуживающее внимания, — в рецензии «Курсива».
«Альтер» начинается там, где заканчивался сюжет другого фильма Тимо Вуоренсолы «Железное небо». На Земле развязалась ядерная война, но человечество выжило, а природа наделила их ключом к прогрессу. Ученый Лем Смит обнаружил дикие цветы, поглощающие ядерную энергию, — их в институтах генезиса используют, чтобы переписать генетический код новорожденного и дать ему сверхспособности. Правда, не все оказались восприимчивы к этому. Около 10 процентов населения живут как обычные люди. В этом мире их тактично называют «особыми», хотя на самом деле они вынуждены обитать в гетто и быть обслугой у так называемых «генетиков».
Среди них — Леон (Том Фелтон), которому инвалидное кресло не мешает проникать в один из институтов (судя по всему, регулярно) и красть цветы, чтобы за деньги поставлять их энергию особым — те компенсируют свои недостатки кибернетическими механизмами. Под опекой Леона находится осиротевшая девочка-подросток Хлоя (Елизавета Бугулова), сама экспериментирующая с растениями в их ангаре.

Пока жители города готовятся к революционной 42-й поправке от сенатора Фрэнка Кесслера (Ричард Брейк), позволяющей проводить генетическое вмешательство уже взрослым людям, на улицах происходят бунты антигенетиков. Следующая цель террористов — концерт поп-певицы Миры (Эгги К. Адамс), и тогда Леон, создавший суперкостюм, вмешивается в происходящее, разоблачая масштабный заговор.
После завершения поттерианы Дэниэл Рэдклифф стал выбирать как можно более необычные роли: живой труп в «Человеке–швейцарском ноже», клерк с прикрученными к рукам пистолетами в «Пушках Акимбо», музыкант-пародист в байопике «Странный Эл» и так далее. Его экранный антагонист Том Фелтон актерскую карьеру тоже не забросил, но, пожалуй, за последние лет 10 ни один из фильмов с его участием не был особенно популярен; кроме того, он решил не прощаться с образом Драко Малфоя — теперь Фелтон играет его взрослую версию в бродвейской постановке «Гарри Поттера и проклятого дитя».
Анонсированная главная роль в «Альтере», казалось бы, могла стать безумной, вроде тех, что обычно играет Рэдклифф. В конце концов, режиссер Тимо Вуоренсола больше всего известен черной комедией «Железное небо» о нацистах на Луне — глуповатому зрелищу, высмеивавшему как штампы поп-культуры, так и американскую политику XXI века. Однако при переходе из условного дизельпанка в условный киберпанк подрастерялся былой юмор автора: в «Альтере» царят правила антиутопий. Хотя выдыхающийся жанр супергероики задет по касательной — Леону, скрестившему в своих способностях железо и ботанику, дают издевательское прозвище Флауэрмэн.
«Альтер» нельзя назвать стопроцентно плохим фильмом. Том Фелтон по-прежнему харизматичен, теперь уже в роли положительного героя, и чувствуется, что команда прикладывала усилия. Но и хвалить кино трудно — больше всего ему мешает неопределенность: хочет ли оно быть просто фильмом категории «Б», своеобразной калькой с «Железного человека» (а параллелей тут предостаточно, начиная с образа самого героя поневоле, экс-эгоиста, и заканчивая питаемым миниатюрным ядерным реактором костюмом), или же чем-то большим?

Излишне запутанный сценарий (помимо насыщенных законов этой вселенной, где ключевую роль играют чудесные цветы, здесь есть и мутноватая предыстория взаимоотношений главного героя и Кесслера) изобилует пробелами — почему Леон не додумался соорудить себе экзоскелет раньше, если в районе особых каждой второй оснащен, как киборг? Неужели кражу цветов, до нелепого легкую, несмотря на то что каждый (!) поставлен на специальный правительственный учет, нельзя было превратить во что-то большее? Роялей в кустах тоже хватает — достаточно взглянуть на лицо одного из актеров, чтобы тут же догадаться, кто главный злодей.
Что до Астаны — она действительно здорово «сыграла» мир будущего (кажется, вообще мало что пришлось менять при этом). И проект впору называть чуть ли не наполовину казахстанским — помимо съемочной группы, например одного из операторов Михаила Сирьянова, здесь засветились и такие казахстанские актеры как Данияр Алшинов, Линда Нигматулина, Алексей Филимонов и другие; даже обидно, что в основном это небольшие роли-камео.
Возможно, теперь город пополнит список часто используемых локаций голливудскими киношниками, как, например, Прага — недаром ведь еще более 10 лет назад некоторые сцены «Стражей галактики» могли снимать именно в Астане. Сейчас съемки экранизации классики киберпанка «Нейроманта» начались в Токио, и кто знает, может, следующие сезоны этого сериала поедут снимать сюда? Ну или как минимум есть шансы на сиквел «Альтера» — Том Фелтон точно будет снова желанным гостем.