
100 крутящихся гончарных кругов, 100 поющих сазсырнаев и караван верблюдов – это не кадры из анимационного фильма и не творение ИИ: так начался международный фестиваль «Туркестан – город ремесленников».
Поводом для его проведения стали сразу два больших события: открытие Городка ремесленников – Қолөнершілер қалашығы и присвоение Туркестану статуса Всемирного города ремесленников по решению международной организации World Craft Council (Всемирный Ремесленный Совет). Но если за строительством центра для мастеров казахстанские медиа наблюдали с прошлого года, то получение престижного международного статуса в рекордно короткий срок стало сюрпризом. Как сказал Азиз Муртазаев, почетный член правления и советник правления World Crafts Council (WCC) по Азиатско-Тихокеанскому региону, «весь процесс, от подачи заявки до обретения статуса, занял всего четыре месяца – это казалось невозможным».
Индира Икапова, президент Qol Oner Union (Союза ремесленников) Туркестана, считает, что в данном случае «помог» сам древний город, его история и необыкновенная аура. Напомним: в 2021 году Организация тюркских государств признала Туркестан «духовной столицей тюркского мира», и вот в 2025-м WCC включает Туркестан во Всемирный список городов ремесел, наряду с японским Киото, индийским Джайпуром, английским Бирмингемом, узбекской Бухарой и т.д.
Почему на самом деле это возвращение древнего титула?
Необходимая информация: у каждого города, который входит во Всемирный список городов ремесленников, есть своя специализация. Причем, согласно требованиям WCC, это обязательно должно быть древнее ремесло, характерное для этого города/региона, сохранившееся до наших дней. Например, у Маргилана (Узбекистан) это знаменитые абровые и шелковые ткани, у Нарына (Кыргызстан) – не менее известные войлочные ковры-шырдаки.

Ремесленный «профиль» Туркестана – это керамика
В свое время в ходе археологических раскопок Туркестана в «слое» (как говорят археологи) XIX века были найдены обломки хумов – больших керамических сосудов. Похожие сосуды до сих пор используются в Грузии, и сегодня весь мир виноделия знает их название – квеври. Хумы тоже предназначались для хранения продуктов – например, зерна, и были необходимой вещью в любом хозяйстве в Центральной Азии, а мастера, которые их делали, никогда не оставались без работы. Благодаря раскопкам мы даже знаем имя одного из таких мастеров – Йунус: он оставил свою «подпись», вернее, оттиск штампа на туркестанских хумах. В одном случае это просто его имя, а в другом – имя и звание «кулоли калон», то есть старший гончар. Ученые предположили, что Йунус был главой туркестанского цеха керамистов и продолжал ремесленную традицию, заложенную в древнем городе, еще когда он назывался Ясы.

Именно тогда, в средних веках, здесь сформировалась яркая и самобытная школа керамики, образцы которой мы сегодня можем видеть в музеях.
Такую древнюю керамику сегодня воссоздает один из самых известных мастеров гончарного дела в Казахстане, член Союза ремесленников РК Абайхан Рысбаев, и порой сложно отличить: где старинная посуда, а где – современная, созданная туркестанским мастером. Впрочем, еще сложнее «опознать» его работы на стенах старинных мавзолеев – кажется, что древние строители сами доверили ему свои секреты, и теперь по краю купола усыпальницы Рабии Султан Бегим, дочери великого ученого Улугбека, изначально построенной в XV веке, расположены резные кирпичи, сделанные Абайханом Рысбаевым.

Как справедливо отметил во время фестиваля Айдархан Калиев, вице-президент Всемирного совета ремесел по Азиатско-Тихоокеанскому региону, сегодняшние туркестанские мастера – «наследники по прямой» тех, кто в свое время образовал «гончарный кластер» (по определению археологов) на территории города. При раскопках городища Культобе (IV—XIV вв) в Туркестане был обнаружен целый квартал гончаров, и благодаря исследованиям ученых сегодня можно отследить весь цикл работы гончарных мастерских двухсотлетней давности – от площадок для сырья до своеобразного склада готовой продукции.
Кстати, о сырье. Когда в Туркестан приехала комиссия World Craft Council (прежде чем получить титул, города должны выдержать своеобразный экзамен), экспертов возили на берег реки Арысь, где они увидели много глины – того самого сырья, из которого делали свои изделия местные мастера века назад, и с которым современные ремесленники работают сейчас. Так Туркестан доказал свое соответствие еще одному критерию Всемирного Ремесленного Совета: в городе должно быть свое сырье – это означает, что ремесло на самом деле является традиционным в этом регионе.

И, наконец, едва ли не самое главное требование, о котором уже говорилось выше: Туркестану, прошедшему длинный и сложный путь от «древнего гончарного кластера» до, ближе к ХХ веку, почти полного отказа от производства керамики, предстояло доказать, что сегодня ремесленные традиции возрождаются. И одним из лучших свидетельств стали даже не профессиональные мастерские, а гончарные круги – они стоят по всему Туркестану: в Конгресс-холле и библиотеке, кафе и ресторанах, институтах и Дворце школьников.
«Сегодня в Туркестане пахнет гончарным делом, пахнет керамикой», – говорит Индира Икапова, президент Союза ремесленников города и директор Дворца школьников.
Флешмоб на открытии международного фестиваля «Туркестан – город ремесленников» – это была ее идея: чтобы 100 молодых гончаров одновременно запустили гончарные круги, на глазах у гостей поднимая стенки глиняных сосудов, а 100 юных исполнителей сыграли на древнем казахском глиняном духовом музыкальном инструменте «саз-сырнай».
Что было на фестивале
В фестивале «Туркестан – город ремесленников» приняли участие 100 ремесленников из Турции, Азербайджана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая и России, и больше 300 мастеров из разных регионов Казахстана, представив свои товары – от казахских ювелирных украшений до кожаных изделий из Татарстана, от кыргызских чапанов и бельдемчи до великолепной узбекской миниатюры.
Им было где развернуться: площадь туристического и культурного комплекса «Қолөнершілер қалашығы» (построенного за счет частных инвестиций) составляет 2,5 гектара. Восемь основных функциональных зон, выставочные залы, два шоу-рума, ресторан, гостиница, необходимая туристическая инфраструктура, и, главное – 20 мастерских для ремесленников.

Вот что сказал на открытии фестиваля аким Туркестанской области Нуралхан Кушеров.
«Исторический город, расположенный на Великом Шелковом пути, издревле был центром ремесел и торговли. Городок ремесленников – это не просто место торговли, а большой центр, где мастера будут обмениваться опытом, представлять новые произведения и обучать молодежь мастерству. Новый объект еще больше укрепит статус Туркестана как духовной столицы тюркского мира».
Кроме ярмарки ремесленников, во время фестиваля прошли модные показы: зрители увидели коллекции знаменитого казахстанского дизайнера, мастерицы золотого шитья Айжан Абдубаит, известного азербайджанского дизайнера Гюльнары Халиловой, Дома моды «Асыл Дизайн» (Тараз), Aigul line (Алматы) и других.
И, наконец, в рамках фестиваля состоялся международный форум «Наследие ремесел Туркестана и будущее туризма», где была принята «Туркестанская инициатива по развитию ремесленного туризма»: ее участники намерены содействовать продвижению туркестанской керамики и других ремесленных направлений Центральной Азии как уникального культурного бренда.

Говоря о продвижении туркестанской керамики: недавно молодой мастер Данияр Бабашов занял одно из призовых мест на международном фестивале в Коканде. Азиз Муртазаев, почетный член правления и советник правления World Crafts Council (WCC) по Азиатско-Тихокеанскому региону, подчеркнул, что эта победа означает признание его мастерства международными экспертами.
«Желаю Туркестану больше таких талантливых мастеров, как Данияр и усто Абай (Рысбаев, — прим. Kursiv LifeStyle), который возрождает забытые традиции и создает музейные экспонаты. Пусть они оставят свои знания будущим поколениям, и тогда в Туркестан будут приезжать со всего мира не только для того, чтобы поклониться древним святыням, но и чтобы любоваться произведениями древнего и молодого туркестанского искусства».