Новости

Повышение позиции Казахстана в рейтинге IMD поднимет статус страны – аналитик

Фото: shutterstock, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Казахстан вошел в число самых конкурентоспособных экономик мира — в рейтинге IMD республика поднялась 34-е место, опередив Японию и Испанию.

Эксперты отметили, что ключевым фактором улучшения позиции страны стало сочетание гибкой фискальной политики и стабильного инвестиционного климата. Как влияет результат Казахстана на укрепление репутации в глазах инвесторов и партнеров? Мнением с нашей редакцией поделился экономист, финансовый аналитик Александр Разуваев:

— такие рейтинги важны в первую очередь для инвесторов. Если экономика конкурентоспособна, то в нее можно вкладывать деньги. Ну и, в принципе, акции этой страны должны стоить дороже. С моей точки зрения, результаты достигнуты за счет того, что произошло сочетание гибкой фискальной политики и стабильного инвестиционного климата. Плюс, в сравнении с прошлым годом, вырос индекс предпринимательской активности. Это история достаточно хорошая. Ну и, конечно, телекомы и цифра. Казахстан быстро переходит на цифру. Есть цифровой тенге. Соответственно, это все отмечается и мониторится. Если в отношении России существует политический дисконт, то в отношении Казахстана – нет.

Александр Разуваев. Бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Казахстан опередил Японию и Испанию. Как результат отразится на экономике республики и на международных отношениях страны?

— Существует миф, что западные страны – технологичные. В Германии фактически нет онлайн-банков. Сейчас молодые экономики, пришедшие из Азии, часто обходят страны «семерки». А составителям рейтинга – честь и хвала за то, что они отмечают реальное положение дел. Как это отразится на экономике Казахстана и статусе в мире? Деньги придут, и на фондовый рынок, и в виде прямых инвестиций. Это скажется в пользу курса тенге и будет способствовать привлечению средств, созданию новых бизнесов. Это, конечно, очень хорошо. Статус Казахстана в мире как государства значительно вырастет. Это очень хорошая история со всех точек зрения.

По данным Института менеджмента в Лозанне, Казахстан улучшил свои позиции сразу по нескольким направлениям – от эффективности госуправления до цифровой инфраструктуры и качества бизнес-среды. Согласны ли Вы с мнением аналитиков? Какая сфера сейчас наиболее ярко демонстрирует результаты?

— Да. Считаю, что цифровизация меняет качество жизни, меняет качество бизнес-процессов. И Казахстан здесь – один из лидеров, за что, конечно, нужно поблагодарить и Правительство и лично Президента Токаева. А они все это фиксируют. Есть такая ещё советская поговорка: «Самое красивое – это счет на табло». Вот счет на табло есть.

В Послании народу президентом поставлена задача превратить Казахстан в по-настоящему цифровую страну. Как Вы оцениваете эту цель? Насколько она достижима в краткосрочной перспективе?

— Достижима, потому что есть деньги, есть инвесторы, в том числе глобальные. Плюс Казахстан – все-таки не такая большая страна по населению, не Китай и не Россия. Соответственно, в такой республике это можно сделать намного быстрее и более качественно.

Какие отрасли казахстанской экономики сегодня наиболее привлекательны, на Ваш взгляд, для зарубежных инвесторов? И какие, возможно, могут стать привлекательными в перспективе?

— Та же цифровизация, история с телекомами. С моей точки зрения, это также финансовый сектор и туризм. Горы Алматы до сих пор мало известны в мире и даже в России не так широко известны. Люди туда едут из Азербайджана, России, Беларуси. Так что я считаю, что этот сектор очень привлекательный.

Как Вы оцениваете текущую экономическую политику Казахстана в условиях глобальной нестабильности и замедления роста мировой экономики? 

— Как максимально рациональную. Сохраняется «тихая гавань», учитывая все политические и экономические бури, которые есть в мире. То, что бури серьезные, мы видим по ценам на золото.

По Вашему мнению, какие меры наиболее важны для повышения устойчивости ключевых отраслей экономики Казахстана в нынешних условиях?

— Лучше иметь заначку на всякий случай. Лучше, опять-таки, в золоте. Я так понимаю, что власти Казахстана к этому готовятся. Плюс бизнес, конечно, лучше, чтобы был не закредитован. Следует надеяться на то, что какие-то конфликты – тарифные войны, Трамп, Украина, Ближний Восток – пройдут мимо Казахстана.

На днях состоялся XII саммит Организации тюркских государств, на котором Касым-Жомарт Токаев предложил лидерам стран-участниц объединения принять Программу промышленной кооперации. Что Вы думаете об этом?

— Правильно, бренд Made in Turan – почему нет? Я считаю, что его должны узнать в мире. Тюркская кооперация со всех точек зрения – это хорошее направление.

Какое влияние может оказать интеграция Казахстана в международные объединения на экономическое развитие и диверсификацию экономики страны?

— Это привлечет как деньги, так и политическое влияние. Конечно, в данный момент вопрос «в лоб» не стоит, но действительно, штаб-квартира ООН в Америке сейчас слишком политически ангажирована. Было бы неплохо перенести ее в какую-нибудь действительно нейтральную страну, как например, когда-то Швейцария была. Казахстан для этого вполне подходит.

В чем преуспевает Казахстан по сравнению с другими странами региона?

— Единственный конкурент Казахстана в регионе – это Узбекистан. Но они начали реформу позже, у них еще идет пилотизация. Так что нельзя сказать, что они пока конкуренты. Может быть, они станут таковыми через пять лет, но пока – нет. Соответственно, с моей точки зрения, Казахстан в регионе, конечно, лидирует. А если брать вообще развивающиеся рынки, они почти все политизированы. Где-то есть серьезные политические риски, либо хронические проблемы, как у Турции с лирой. Слава богу, у Казахстана ничего такого нет.