Lifestyle

Музей имени Кастеева открыли ради выставки «Кочевые маршруты. Остановка – Алматы» 

На выставке «Кочевые маршруты. Остановка – Алматы». Колыбель «Лошадь» работы Мадияра Жапабаева, платок работы Гульнар Омирбек. Фото: Гульнар Танкаева 

Открыть музей специально для проведения одной выставки? Не то чтобы легко, но возможно. Такой шаг навстречу Союзу ремесленников Казахстана сделал Национальный музей искусств имени Абылхана Кастеева – напомним, закрытый на ремонт до декабря. 

Ремонт не помешал организаторам разместить прямо в фойе «кастеевки» экспонаты выставки «Кочевые маршруты. Остановка – Алматы», приуроченной к получению культурной столицей статуса Всемирного города ремесел (присуждается Всемирным Ремесленным Советом – World Craft Council).

«Я в шоке, как, наверное, многие здесь сейчас. Восстановить, воссоздать все, что у нас когда-то было и казалось утраченным – это огромная работа. Спасибо председателю Союза ремесленников РК Айжан Беккуловой!» , – сказал на открытии «Кочевых маршрутов…» — вице-президент Всемирного Ремесленного Совета по Азиатско-Тихоокеанскому региону Айдархан Калиев.

Не просто восстановить, но – продолжить дело степных мастеров-шеберов, дать толчок к современному развитию старинных ремесел, – задача, которую поставил перед собой новый профессиональный союз уже в первый год своего основания – 2012-й. Речь шла о достаточно длинном списке: от традиционной казахской вышивки біз кесте до техники құрақ, лоскутного шитья, известного многим народам и, на первый взгляд, всегда распространенного в Казахстане. 

«Но так могли думать только неискушенные люди, непрофессионалы. Потому что многое из того, что мы видим на базарах, да и в бутиках, нельзя назвать құрақом. Настоящий казахский құрақ очень мелкий, и за счет этого создаются особенные узоры», — подчеркивает Айжан Беккулова

Такой настоящий құрақ, настоящая вышивка біз кесте, настоящие казахские украшения и многое другое были представлены на выставке в музее Кастеева. Самое интересное – эти работы ни в коем случае нельзя назвать архаичными. Наоборот: мастера создали не «реплики» старинных изделий, а современные креативные истории.

«Казахские шедевры». Автор Ботакоз Зейнелхан. Фото: Гульнар Танкаева и Ботакоз Зейнелхан

«Казахские шедевры» – работа Ботакоз Зейнелхан, которую хочется разглядывать. Знаменитая казахская одежда – шапаны и шалбар (штаны), выполненные из тонкой замши и мелко вышитые шелковыми нитками. Ее великолепные образцы сегодня можно увидеть не только в наших, но и в музеях других стран (например, Российском этнографическом). Молодая художница воссоздала эти музейные экземляры до малейших деталей, но… в миниатюре. Ее «Казахские шедевры» – это не собственно одежда, а ее «раскладка» на своеобразных «картинах»: вышитые на замше абрисы шапанов и шалбар заключены в рамки под стекло и – да простят живописцы – могут составить конкуренцию их полотнам.

«Альтернативный вид Ортеке». Автор Дулат Ашимов. Фото: Гульнар Танкаева

«Альтернативный вид Ортеке» – так назвал свою работу другой молодой мастер, Дулат Ашимов. Напомним, «ортеке» – это старинный степной театр марионеток с механизмом одновременно простым и сложным: фигурки (чаще всего – козлов) леской прикрепляются к пальцам музыканта (обычно домбриста), и, когда он начинает играть, животные пускаются в пляс.

Так вот, Дулат Ашимов придумал кольцо на двух шинках (элемент, характерный для казахского ювелирного дела – вспомним знаменитые «перстни сватьи», құдағи жүзік): на них опирается основа из кости, на которой танцуют козлики ортеке. Только в этом случае не надо тянуть за леску – достаточно покрутить одну из шинок.

«Әжеге сағыныш». Автор Алмаса Мустафа. Фото: Алмаса Мустафа

Еще один перстень сложной конструкции – «Әжеге сағыныш» Алмаса Мустафы. Как понятно из названия, ювелир придумал его, скучая по своим бабушкам – обе были знатными мастерицами, и он привык видеть их за швейной машинкой и с наперстком. Он такой перстень и сделал: швейная машинка (на два пальца) и наперсток на цепочке. Причем в этой миниатюрной швейной машинке даже крутится маховое колесо… 

«Оймақ». Автор Султангали Абдреим. Фото: Султангали Абдреим 

Еще одно кольцо с наперстком – работа так и называется, «Оймақ» («наперсток») создал мастер из Туркестана Султангали Абдреим. В качестве прототипа он взял самое настоящее старинное кольцо-наперсток: у наших предков было несколько вариантов, он выбрал один из самых удобных и совсем не похожий на европейский аналог. Да, и в наших степях такие кольца никогда не были «одиночными»: кольцо-наперсток обязательно крепилось цепочкой к обычному, как к основе – и какое великолепное кольцо создал Султангали. Серебро и сердолик, старинные техники казахских зергеров – и современный дизайн. 

К слову, молодой туркестанский мастер – один из немногих, кто сегодня развивает интересный «тренд» степных ювелиров и степных модниц прошлых веков: первые не создавали, а вторые – не носили «просто» украшения. У многих украшений были дополнительные утилитарные функции. Кольцо с наперстком, подвеска с расческой и миниатюрным зеркалом, брошь с погремушкой для малыша… «Изобретательность наших зергеров, превращавших самые обыденные вещи в модные украшения, была безгранична», – считает Султангали Абдреим. 

Шашбау. Автор Калмырза Тасов. Фото: Дулат Ашимов и Гульнар Танкаева 

На фоне этих работ, где «микс» старинных техник и современных тенденций, сразу выделяются шашбау – подвески для кос, созданные известным мастером Калмырзой Тасовым. На первый взгляд – классика, причем для всей Центральной Азии: такие украшения были не только у казахов, но и у таджиков, узбеков, кыргызов. Наверное, о таких шашбау писал Абай. Форма, знакомая по музейным каталогам и сайтам: шелковые шнуры с декоративными серебряными элементами, где кораллы, бирюза и эмаль, где традиционный геометрический орнамент и силуэты животных – их тоже хочется разглядывать. И в какой-то момент понять: это очень современное, даже трендовое украшение. «Шашбау моей мечты», – сказала студентка Академии имени Жургенова на открытии выставки.       

Все названные выше мастера – победители конкурса ремесленников «Шебер» («Мастер»). Коллекция работ победителей республиканского «Шебера» плюс международного «Знака качества ЮНЕСКО» стала основой экспозиции (больше 120 изделий) в музее имени Кастеева.

«Наша выставка называется «Маршруты кочевья. Остановка — Алматы. Надеюсь, что она будет передвижной. Сегодня Алматы, а завтра, может, Париж, а может — Ташкент», —сказала Айжан Беккулова.

В принципе, вполне реалистичная задача: казахстанские мастера не раз выезжали за рубеж со своими работами, в том числе – в этом году, при поддержке компании «Шеврон», на знаменитую ярмарку ремесел в Санта-Фе (США).  

«Ангел в тюбетейке». Автор Айнаш Капанова. Фото: Гульнар Танкаева 

Тем более, у этой выставки – «Маршруты кочевья» – есть свой персональный хранитель: работа Айнаш Капановой «Ангел в тюбетейке». Авторская кукла в национальном стиле, в роскошной казахской одежде, с серебряной пряжкой на поясе, и даже «чай» в пиале ангела – это сердолик. Камень, который приносит удачу.