Дочь спасает отца от рэкетиров в комедийной мелодраме «Назад в 90-ые. Мен оралам»

Опубликовано 19 октября 2025 10:17

Дмитрий Мостовой

Дмитрий Мостовой

Фото: kinoafisha.info, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Многие из нас наверняка хотели бы хоть раз побывать в своем детстве. Даже если детство пришлось на 1990-е. Правда, герои вышедшей на этой неделе в прокат картины «Назад в 90-ые. Мен оралам» такой мечты не имели, но кто их спрашивает, правда? Продюсер и сценаристы сказали: «Надо!», значит, надо! Получилось местами весело, местами грустно, но, в целом, трогательно.

На счастье компании Tiger Films, игровое кино существует более 120 лет, и, соответственно, сюжетных идей за это время накопилось столько, что хватит еще надолго. Особенно, если миксовать их друг с другом. В рецепте нового фильма «Назад в 90-ые. Мен оралам» ингредиенты не указаны, но в результате кинодегустации несложно определить, что в пропорции один к одному тут круто замешаны «Иван Васильевич меняет профессию» и трилогия «Назад в будущее» при некотором участии «Рэкетира». Коктейль взболтан, правда, не перемешан, так что отдельные составляющие вступают в противоречие друг с другом.

Главный герой картины – талантливый, да что там, гениальный физик Арман (Еркебулан Токтар). Арман мастерит квантовые ворота, чтобы мгновенно перемещаться из одной точки Земли в другую и наконец сделать предложение своей возлюбленной Гаухар (Жулдыз Омиргали) в Париже. В процессе работы Арман постоянно обесточивает весь университет, но ему ничего за это не бывает, потому что… Мы не знаем, почему. Также мы не знаем, почему Арман любит Гаухар (и любит ли вообще?), упорно ее преследуя, – может быть, потому что она преподаватель года, ведь именно такой стенд с портретом девушки висит в лаборатории ученого.

После долгих и упорных усилий Арман добивается своего. Нет, не Гаухар – он достраивает квантовые ворота и спешит поделиться этой новостью со своим другом Омешем (Куантай Абдимади), который то геолог, то физик – тут сценаристы, видимо, не договорились. Но вообще-то он эндокринолог. Торопясь, Арман случайно превращает аппарат по перемещению в пространстве в машину времени, и когда он таки уговаривает Гаухар отправиться с ним в Париж прямо из лаборатории, то вместо столицы Франции парочка оказывается в том же университете – только в 1998 году. Да еще накануне убийства отца Гаухар безжалостными рэкетирами.

Фото: kinoafisha.info, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Частая беда нашего кинематографа – создатели фильмов не знают, что именно они снимают. Наваливая несколько жанров в одну картину, очень сложно соблюсти баланс, чтобы разные линии не вступали в противоречие друг с другом. В «Назад в 90-ые. Мен оралам» режиссера Асара Абулхаирова, ранее снявшего кассово невероятно успешную ленту Qazaq Alemi, резко контрастируют комедийная, мелодраматическая и фантастическая составляющие.

Последнюю обсуждать особого смысла нет —  ее просто не придумали. Не успели, не сумели, не захотели – не имеет значения. Вот данность, и вы с ней просто смиритесь, не задаваясь лишними вопросами. Чтобы сильно не спойлерить, простой пример практически из начала фильма. Только что Арман путешествовал в пространстве туда-сюда, лишь нажимая кнопку на пульте, но, оказываясь в 1998 году, вернуться в свое время они с Гаухар почему-то не могут. Что случилось, и почему Арман вынужден закупать на барахолке транзисторы, мастеря буквально на коленке нужный прибор (какой, кстати?), – совершенно неясно. Впрочем, продуманности трилогии «Назад в будущее» Роберта Земекиса тут никто не ожидал.

Фото: kinoafisha.info, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

А вот к деталям и технической составляющей можно было отнестись и бережнее. Грим состаренных Омеша и еще одного (нет спойлерам!) персонажа – это буквально прошлый век. В «Сказке о потерянном времени» шестьдесят лет назад гримировали лучше. Понятно, что в современном Алматы отснять город 1990-х непросто, и была необходимость использовать графику, но в паре сцен нарисованный задник в прямом смысле плывет по швам, и это очень хорошо видно. И если уж совсем докапываться, в 1998 году в Алматы выходить в приличное общество в спортивном костюме было уже непринято. Примерно в 1992-95-м – да, но не в 1998-м. 1990-е были очень динамичными и быстро меняющимися. Хотя, в целом, работа художника-постановщика и костюмеров в картине на очень хорошем уровне.

Фото: kinoafisha.info, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Что касается комедийной и мелодраматической составляющих, то они конфликтуют на самом видимом зрителю – актерском уровне. Еркебулан Токтар, старательно снимающий кальку с Александра Демьяненко в образе Шурика в фильмах Леонида Гайдая, играет эксцентрическую комедию, и у него это получается. А Жулдыз Омиргали также убедительно отыгрывает мелодраму. Беда в том, что вместе они не стыкуются, и подходят друг другу примерно как кленовый сироп и куырдак. На экране не то что нет дуэта – Арман и Гаухар будто вышли из абсолютно разных фильмов, случайно встретившись в кадре. И сами актеры тут ни при чем.

Продолжим актерской темой. Хороши все исполнители второго плана и эпизодники. Особенно Куантай Абдимади (его Омеш удачно склеивает распадающуюся сюжетную конструкцию) и Куаныш Бейсегалиев: полицейский, простите, еще милицейский лейтенант из 1998 года – это лучший персонаж фильма.

Фото: kinoafisha.info, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

В общем-то, все хорошо и с шутками, но главное «Назад в 90-ые. Мен оралам» действительно трогательное кино! Один коллега недавно написал, что если чему наши кинематографисты и научились за последнее время, так это давить из зрителя слезу. И когда Гаухар встречает саму себя двадцатипятилетней давности и погибшего отца, тут, знаете ли, даже циников можно пронять.

Читайте также