Курсив | Guide

Шаг вперед, два назад

О чем договорились в рамках Парижского соглашения и чего успели достичь

Угроза глобального потепления никуда не исчезла. Удручающий прогноз сохраняется и на начало 2025 года. Это период, который, по оценкам некоторых экспертов, станет рекордным по количеству выбросов парниковых газов. Разбираемся, решается ли глобальный климатический кризис, какого прогресса добилось мировое сообщество и какой вклад внес Казахстан в исполнение Парижского соглашения.

Парижское соглашение – международный договор, принятый 12 декабря 2015 года в рамках 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. С 4 ноября 2016 года документ стал первой юридически обязывающей договоренностью, объединяющей практически все страны мира в борьбе с изменением климата. Основная цель соглашения – удержать глобальное потепление значительно ниже 2°C от доиндустриального уровня, прилагая усилия для ограничения роста температуры до 1,5 °C.

Соглашение требует от всех подписавших его стран разработать и представить индивидуальные климатические цели – так называемые определяемые на национальном уровне вклады (коротко ОНУВ; запомните эту аббревиатуру, она единственный критерий оценки эффективности работы разных стран, на который мы будем опираться далее), которые должны обновляться каждые пять лет. Кроме того, оно включает обязательства по адаптации к изменению климата, финансовой поддержке развивающихся государств, а также по созданию механизмов прозрачности и отчетности.

Чем так важен ОНУВ для мирового сообщества?

В 2025 году лишь несколько стран опубликовали обновленные версии своих национально определяемых вкладов. Документ, известный сегодня как ОНУВ 3.0, будет учитывать результаты Глобального подведения итогов и отражать прогресс в достижении целей Парижского соглашения. По крайней мере, так задумано, ведь на 13 февраля 2025 года из 196 стран лишь 11 представили свои проекты. ОНУВ в теории не только должен охватывать глобальные цели, но и вносить инновации в энергетику, промышленность, сельское хозяйство и транспорт.

Текущие ОНУВ не соответствуют целям Парижского соглашения. Вывод однозначный, ведь анализ ООН показывает, что и при полной реализации нынешних ОНУВ (хотя бы тех стран, что обновили планы), глобальная температура в ближайшие годы может повыситься на 2,5–2,9 °C. Это гораздо выше целевого уровня в 1,5 °C, что требуется для предотвращения самых разрушительных последствий климатического кризиса. Кроме того, у большинства стран существует разрыв между заявленными обязательствами и реальными темпами сокращения выбросов. И это еще один камень преткновения, ведь написать можно все что угодно ради получения финансирования, однако на практике проекты просто не показывают должного результата. При этом от ОНУВ 3.0 ожидают очень многого. Однако для этого странам необходимо не просто обновить свои климатические цели, но и принять конкретные меры для их выполнения.

Мировые достижения по Парижскому соглашению

С момента вступления в силу Парижского соглашения мировое сообщество добилось следующих результатов:

  • Рост числа участников. К соглашению присоединились 196 стран, включая крупнейших загрязнителей окружающей среды – Китай, США, Индию и Россию.
  • Усиление национальных целей. С 2020 года более 130 стран обновили свои ОНУВ, взяв на себя новые обязательства по сокращению выбросов.
  • Рост инвестиций в чистую энергетику. В 2023 году мировые инвестиции в возобновляемую энергетику впервые превысили $1,7 трлн.
  • Развитие технологий. Выросло производство и использование электромобилей, а солнечная и ветровая энергетика стали дешевле угольной генерации.

Несмотря на положительные сдвиги, как уже говорилось выше, темпы сокращения выбросов остаются недостаточными. По данным ООН, при текущих сценариях глобальное потепление может достичь уровня от 3,3 до 5,7 °C к 2100 году.

Роль Казахстана в Парижском соглашении

Казахстан подписал Парижское соглашение 2 августа 2016 года и ратифицировал его в 2017 году. Страна взяла на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов на 15% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года, а также достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

Для реализации своих климатических обязательств Казахстан принял ряд стратегических мер:

  • Развитие возобновляемых источников энергии: в 2023 году их доля в энергосистеме страны достигла 4%, а к 2030 году планируется довести этот показатель до 15%.
  • Принятие нового Экологического кодекса, который вводит ужесточенные нормы для промышленных предприятий.
  • Разработка национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов.
  • Развитие зеленого финансирования и привлечение международных инвестиций в устойчивые проекты.

Впрочем, это на бумаге, по факту же последняя версия ОНУВ от Министерства экологии РК датирована 2023 годом и с тех пор не обновлялась, а новых достижений в этой сфере в открытых источниках нет.

ESG-практики и их роль в реализации климатических целей Казахстана

ESG – это принципы устойчивого развития, которые сегодня становятся ключевыми для бизнеса и инвесторов. Упор здесь делается на экологическую и социальную ответственность, а также на прозрачность корпоративного управления. Компаний, что взяли ESG на вооружение, в Казахстане не так много, однако определенный прогресс наблюдается в секторе добывающей и энергетической промышленности.

Некоторые крупные отечественные компании уже разрабатывают стратегии устойчивого развития и публикуют ESG-отчеты. Например, «КазМунайГаз» и ERG внедряют программы по снижению выбросов и использованию ВИЭ.

Кроме того, Казахстанский фонд устойчивого финансирования (KASE) запустил инструменты для привлечения зеленых инвестиций, а государственные инициативы, такие как программа «Зеленая экономика», способствуют переходу страны к низкоуглеродному развитию.

Что происходит в мире

Спецпредставитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев в интервью «Коммерсанту» подвел итоги последних международных климатических переговоров в Дубае. По его словам, теперь практически у каждого государства есть среднесрочные цели и долгосрочные стратегии низкоуглеродного развития.

Но и тут не обошлось без факта – странам все еще не хватает ресурсов и финансирования для реализации стратегии.

Не стоит забывать, что Россия сегодня одна из пяти стран – лидеров по углеродному загрязнению наряду с Китаем и США. Эдельгериев считает, что особенности российской экономики требуют переосмысления будущего нефтегазовой отрасли, и климатическая повестка становится стимулом к таким размышлениям.

Что касается геополитической составляющей, Эдельгериев подчеркнул, что Рамочная конвенция ООН остается одной из немногих международных площадок, где возможно объективное обсуждение климатического кризиса. Несмотря на сложные отношения из-за войны в Украине, «от западных стран есть конкретные запросы на деполитизированное сотрудничество в этой сфере», добавил спикер.

Мировое сообщество обеспокоено также новым заявлением президента США Дональда Трампа о намерении выйти из Парижского соглашения в 2026 году. Об этом было объявлено сразу после его инаугурации. Стоит напомнить, когда Трамп впервые занял пост президента, он также громко заявлял о выходе США из Парижского соглашения, тем самым продемонстрировав резкий поворот в климатической политике Вашингтона. Однако тогда его «выход» остался не более чем формальностью.

В феврале 2025 года журнал Nature Climate Change опубликовал собственное исследование, в котором согласно климатическим моделям существует высокая вероятность (от 66 до 99%, в зависимости от уровня антропогенных выбросов парниковых газов), что 2024 год положит начало двадцатилетнему периоду рекордных температур и значительно превысит порог в 1,5 °C.

В исследовании говорится, что анализ предыдущих температурных рекордов показывает закономерность: когда фиксируется экстремально жаркий год, он чаще всего становится либо первым, либо одним из первых в череде последующих двух десятилетий с аналогичным уровнем потепления. Эта тенденция ранее наблюдалась при достижении температурных порогов 0,6; 0,7; 0,8; 0,9 и 1 °C относительно доиндустриальной эпохи человечества.

Вероятность того, что 2024 год с прогнозируемым превышением в 1,55 °C войдет в новую жаркую двадцатилетку, варьируется в зависимости от сценария выбросов. Если в ближайшие годы удастся значительно сократить объем парниковых газов, вероятность этого снижается до 66%. Однако при сохранении нынешнего уровня выбросов или его увеличении вероятность критического роста температуры планеты станет практически стопроцентной. При этом, чтобы избежать длительного периода рекордных температур, темпы глобального потепления необходимо замедлить минимум в 5 раз, что, очевидно, невыполнимо при нынешних темпах индустриализации.