
Эксперт в нефтегазовой сфере Олжас Байдильдинов заявил, что политика «заморозки» цен на топливо в Казахстане привела к упущенным возможностям для развития нефтепереработки и регионального лидерства, в то время как дефицит топлива уже ощущается в соседнем Кыргызстане.
Дефицит топлива в Кыргызстане
Дефицит бензина и дизельного топлива в Кыргызстане, особенно в приграничном городе Баткен с населением около 30 тыс. человек, стал сигналом тревоги для всего Центрально-Азиатского региона. По данным портала topnews.kg, на некоторых АЗС топливо полностью отсутствует, на других формируются длинные очереди. Цены на Аи-92 достигли 77,8 сомов (эквивалентно 482 тенге), а летнее дизельное топливо — 81,4 сомов (505 тенге). Байдильдинов отметил, что такие проявления дефицита типичны для периферийных территорий, где логистические потоки сначала переориентируются в сторону столиц и крупных городов.
«Вспомним летний дефицит Аи-95 в Казахстане в предыдущие годы, когда он сначала исчез на трассах, и только потом в крупных городах», — напомнил он, ссылаясь на опыт страны.
Эксперт связывает текущую ситуацию с двукратным снижением поставок топлива из России в Кыргызстан. В этих условиях страны ЦА, включая Казахстан, вынуждены будут ориентироваться на альтернативные источники. Это Китай и Азербайджан. Однако, по данным Байдильдинова, импорт из этих стран окажется существенно дороже текущих цен в регионе. Причина — логистика и сроки доставки. В Азербайджане Аи-95 стоит 350 тенге за литр, дизельное топливо — 317 тенге, сжиженный газ для авто — 206 тенге. В Китае цены выше: Аи-95 — 573 тенге, дизель — 507 тенге, газ — около 405 тенге.
«Импорт из этих стран, даже если заходить на переработку со своей нефтью, в любом случае будет существенно дороже текущих цен в центрально-азиатских странах из-за логистики и времени в пути», — подчеркнул Байдильдинов.
Упущенные возможности
Вместо того чтобы использовать кризис как катализатор реформ, Казахстан, по мнению эксперта, топчется на месте. Страна полагается на краткосрочное сдерживание цен, что усугубляет дефицит и тормозит развитие мощностей НПЗ.
«Когда я вижу всю эту ситуацию, мне жаль наши упущенные возможности… Мы давно могли либерализовать внутренний рынок, выставить нефть и нефтепродукты на открытые биржи, привлечь инвестиции в нефтепереработку и стать ключевым игроком для всей Центральной Азии и близлежащих рынков, а вместо этого вновь топчемся на месте с бессмысленным и краткосрочным сдерживанием цен, растущим дефицитом и отсутствием мощностей НПЗ для покрытия даже собственного спроса», — заявил он.
Байдильдинов предупредил, что «заморозка» цен неизбежно заморозит ключевые проекты в нефтепереработке. Это касается и расширения Шымкентского НПЗ китайской CNPC. Оно было запланированно к 2030 году для решения дефицита топлива в Казахстане. В качестве решения он предложил пакет реформ в трех пунктах:
- полное дерегулирование цен с свободой экспорта и импорта;
- обязательное выставление не менее 50% нефтепродуктов на открытые биржевые торги с регистрацией остальных сделок;
- пропорциональное направление нефти с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган на внутренний рынок.
«У нас вырастут цены, но будет мощный драйвер для увеличения нефтедобычи и роста перерабатывающих мощностей — это инвестиции, налоги и рабочие места. Только в этом случае нефтянка продолжит быть надежной опорой нашей экономики», — заключил эксперт.
Напомним, 7 октября 2025 года Олжас Байдильдинов заявил, что стоимость проезда в автобусах Астаны и Алматы должна быть 500 тенге.
Ему парировали другие эксперты. Депутат мажилиса Никита Шаталов считает, что предложение лишь усугубит неравенство. Экономист Ерлан Каримов думает, что поездки на автобусах должны быть вообще бесплатными.