Смышляева: У ИИ-члена совета директоров «Самрук-Казына» нет права голоса

Опубликовано
Старший корреспондент отдела General News
sk.kz, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Включение искусственного интеллекта в состав совета директоров фонда «Самрук-Казына» вызвало широкий резонанс в профессиональной среде. Пока в Казахстане еще не принято полноценное законодательство об ИИ, крупнейшая национальная компания уже тестирует цифрового «члена правления» имени SKAI – Samruk-Kazyna Artificial Intelligence. При этом SKAI, как отметила депутат мажилиса Екатерина Смышляева, не имеет права голоса и не обладает правосубъектностью.

«У ИИ нет права голоса»

Депутат Екатерина Смышляева в кулуарах мажилиса пояснила корреспонденту «Курсива», что в принятом парламентом законе об искусственном интеллекте прямо указано: ИИ не является субъектом права. Это означает, что цифровые системы не могут занимать должности, подписывать документы или участвовать в голосовании.

«Субъектность остается исключительно у человека. Это очень важный момент. Для того чтобы осуществлять функции члена совета директоров, нужно обладать правосубъектностью. У искусственного интеллекта ее нет. Есть только правообъектность», – уточнила депутат.

По ее словам, цифровой агент, представленный как член совета директоров, на деле выполняет роль аналитического инструмента. Он помогает коллегиально принимающим решения людям.

«Когда мы говорим «цифровой член совета директоров» – это скорее метафора. Он не голосует, не принимает решений. Его аналитика может учитываться, но окончательное слово остается за людьми», – подчеркнула Смышляева.

Мажилисвумен также добавила, что мировое сообщество пока не признало искусственный интеллект субъектом права даже в случае высокой автономности систем. Поэтому разговоры о «трудоустройстве ИИ» пока юридически невозможны. Как и его участие в голосовании на уровне совета директоров.

«Это не преувеличение, что цифровой агент – продвинутое технологическое решение. Но в правовом поле это не член совета, а инструмент поддержки решений», – заключила депутат.

Что говорят в министерстве искусственного интеллекта

В Министерстве искусственного интеллекта поясняют, что инициатива «Самрук-Казына» имеет пилотный характер. Она лишь апробирует новые подходы в корпоративном управлении.

Вице-министр Дмитрий Мун отметил, что ИИ сегодня развивается стремительнее, чем любая другая технология. Поэтому государство не должно оставаться в стороне от таких процессов.

«Мы не первая страна, где тестируется участие искусственного интеллекта. Это пилот, и в постановлении об этом прямо сказано. Нам важно аккуратно апробировать, где и в каких процессах ИИ может показать себя эффективно», – сказал Мун.

Он подчеркнул, что решения в совете директоров «Самрук-Казына» по-прежнему принимаются коллегиально – людьми. Цифровая система выполняет консультативно-аналитическую функцию.

«Там же не один человек принимает решения. Их несколько, и решения коллегиальные. Поэтому здесь речь идет не о передаче функций, а об эксперименте по интеграции аналитических возможностей ИИ в управленческие процессы», — отметил вице-министр.

Напомним, 10 октября фонд «Самрук-Казына» уведомил KASE, что избрал нового члена совета директоров. Его разработали на базе ИИ.

Читайте также