В «Бугонии» Эмму Стоун пытаются разоблачить как инопланетянку 

Опубликовано 1 ноября 2025 12:07

Матвей Шаев

Матвей Шаев

Фото: кадр из фильма «Бугония»

В кинотеатрах Казахстана вышла в прокат сатирическая комедия Йоргоса Лантимоса «Бугония» с Эммой Стоун в роли якобы пришельца, ради которой актриса побрилась налысо. Современный греческий классик уже объявил о перерыве в карьере после своего хет-трика — за три года он выпустил три фильма, два из которых, «Бугония» и «Бедные-несчастные», были показаны на Венецианском кинофестивале, и один, «Виды доброты» — на Каннском. Как минимум это уже весомый повод, чтобы посмотреть его последнюю работу перед паузой. О том, как картина вписывается в современную действительность и что же такое бугония, — в рецензии «Курсива». 

Судьба всего мира находится в руках двух людей. По крайней мере, в этом не сомневается Тедди (Джесси Племонс), неряшливый и решительно настроенный молодой человек, уверенный, что он разгадал вселенский заговор. Вместе со своим глуповатым, но верным и добрым двоюродным братом Донни (Эйдан Делбис) он готовит похищение главы крупной фармацевтической компании Мишель Фуллер (Эмма Стоун), в которой Тедди видит представительницу инопланетной андромедианской цивилизации. 

Фото: кадр из фильма «Бугония»

Та, по его мнению, занимается разграблением ресурсов Земли и порабощением людей, поэтому Мишель бреют налысо (через волосы пришельцы держат связь друг с другом!) и запирают в подвале, чтобы с ее помощью договориться с верховным императором Андромеды о мире — через четыре дня, в лунное затмение, должен прибыть их космический корабль. Натренированная бизнесвумен со стальным характером же не привыкла сдаваться и пытается вразумить обоих братьев, но в итоге эта игра всерьез зайдет слишком далеко. 

Фото: кадр из фильма «Бугония»

Греческий режиссер Йоргос Лантимос, последние десять лет занимающийся англоязычными проектами, сделал слегка неожиданный разворот в сторону востока. Если его предыдущие фильмы были переосмыслением античности, как «Убийство священного оленя», или же погружением в чудаковатую реальность Англии прошлых столетий («Фаворитка», «Бедные-несчастные»), то «Бугония» представляет ремейк южнокорейской комедии «Спасти зеленую планету!», вышедшей в 2003 году. Действие при этом происходит в Америке, куда сюжет вписался идеально: при одном лишь взгляде на аннотацию вспоминается нетленная классика вроде «Вторжения похитителей тел» и «Чужих среди нас» о том, как мимикрирующие под нас пришельцы занимаются эксплуатацией человечества. 

При более близком знакомстве можно заметить, что «Бугония» — еще один представитель современного кино эпохи Дональда Трампа (остается дождаться, когда ему наконец изобретут подходящее наименование; пока что слова «раздор» и «раскол» кажутся наиболее удачным). Болезненно актуальная вражда классов, идеологий, даже полов (в оригинале подозреваемый в инопланетном происхождении CEO был мужчиной; более же интересную трактовку конфликта предложил Ари Астер, изначально планировавший ставить фильм самостоятельно, но в итоге оставшийся в продюсерах) зашифрована здесь под видом войны миров — людей против инопланетян. 

Фото: кадр из фильма «Бугония»

Картина напоминает, например, недавний «Эддингтон» того же Астера — и одну из ролей там тоже играла Стоун, — где каждый из героев варился в собственном котле ненависти к другому, не желая примиряться с альтернативным мнением. В «Бугонии» при просмотре сторону выбрать трудно: на одной чаше весов — накачанный интернет-конспирологией фанатик, на другой — капитализм с бесчеловечным лицом; помимо того, что Мишель является работодателем синего воротничка Тедди, она еще и ответственна за несчастье, которое произошло с его матерью из-за выпущенных ее компанией экспериментальных препаратов. Это, несомненно, блистательный материал для Стоун и Племонса, излучающих магнетизм на экране и сталкиваемых между собой. Кстати, если одна лысая, то второй наоборот лохматый — такой вот лантимосовский юмор. 

Фото: кадр из фильма «Бугония»

Элементы фирменного стиля режиссера никуда не делись, как и его привычная мизантропия. Сценарий был написан Уиллом Трейси, работавшим над «Наследниками» и черной комедией «Меню», не то чтобы щадящей своих персонажей. Лантимос в очередной раз обращается к миру животных: если в «Клыке» герои сравнивались с собаками, а в «Лобстере» одиноким людям грозило превращение в какого-нибудь зверя, то здесь он выводит на авансцену пчел, с которыми должна перекликаться история всей Земли (хотя трудолюбие насекомых идеально рифмуется со скоростью работы самого режиссера), а чуть позже — динозавров (!). Собственно, бугония — это привет родине, отсылка к древнегреческому мифическому ритуалу по выращиванию пчел из туши мертвого быка. При этом стоит заметить, что пасечничество — вовсе не ноу-хау ремейка. 

В Казахстане и по всему миру картина выходит аккурат под Хэллоуин, поэтому вполне может вдохновить на нехитрый, но требующий определенной решимости образ для вечеринки (в Лос-Анджелесе сейчас и вовсе прошел специальный показ, который могли посетить только лысые зрители — в фойе кинотеатра всех желающих встречал парикмахер с машинкой). Как и полагается хэллоуинскому кино, здесь много жуткого и много крови, и вторая половина фильма представляет эдакий гран-гиньоль, сделанный, впрочем, с некой элегантностью. Финальный приговор Лантимоса всем нам под аккомпанемент исполняемой Марлен Дитрих песни неутешителен: никакой криптонец не будет жертвовать собой ради Земли. И на этой довольно безрадостной ноте уходящий в отпуск режиссер оставляет нас наедине со своими мыслями. 

Читайте также