Турлов объяснил секрет успеха казахстанских шахматисток

Опубликовано
Корреспондент отдела General News
Турлов
Фото: Micha Walusza

Шахматистки из Казахстана более успешны, чем их коллеги-мужчины и регулярно приносят стране призовые места. В чем секрет их успеха, объяснил глава Казахстанской федерации шахмат Тимур Турлов изданию BBC. Он отметил, что фокусируется на поддержке женщин именно из-за их результатов.

Женщины чаще добиваются успеха, поэтому их поддержка стала приоритетом Федерации. Это объясняется меньшей конкуренцией, а также значительной госпомощью и высокой мотивации спортсменок.

«При том, что во всем мире ситуация противоположная. Женские шахматы на самом деле очень мало профинансированы по сравнению с мужскими. Мы сейчас начали активно заниматься мужскими шахматами, видим, что есть потенциал с точки зрения таланта. Просто нужно больше времени, гораздо больше денег, чтобы раскрыть этот потенциал», — пояснил Турлов.

Сейчас Казахстанская федерация шахмат тратит на развитие спорта около $10 млн в год. На эти деньги обучают шахматистов, оплачивают их сборы перед соревнованиями, проводят турниры внутри страны и вручают стипендии выдающимся игрокам.

Звезды и заработки

Казахстанские шахматистки не только приносят стране медали, но и входят в топ-10 мирового рейтинга.

Бибисаре Асаубаевой, ставшей капитаном женской сборной, удалось в июле получить звание международного гроссмейстера (МГ). Это наивысший ранг, который часто называют «мужским». В 2021 году она выиграла чемпионат мира по блицу.

Победы принесли ей значительные доходы. Например, в 2022 году на чемпионате мира она заработала $70 тыс. ($40 тыс. за первое место в блице и $30 тыс. за второе в рапиде). Кроме того, Казахстанская федерация шахмат платит Асаубаевой 70 млн тенге в год, из которых 30 млн тенге — золотой пакет, 40 млн тенге — президентский грант.

Бибисара Асаубаева стала второй женщиной в истории Казахстана, получившей звание МГ. Первой была Жансая Абдумалик. Кроме того, на прошлогодней Олимпиаде в Венгрии женская сборная Казахстана взяла серебро при среднем возрасте команды около 18 лет.

Сексизм и неравенство в рейтингах

Несмотря на успехи казахстанок на мировом уровне, шахматы остаются полем серьезного гендерного неравенства.

На основных открытых турнирах по шахматам гендерных ограничений нет. Однако на практике в таких соревнованиях участвуют и выигрывают по большей части мужчины. Женские турниры часто проходят параллельно, но денежные призы в них в несколько раз меньше.

Это неравенство подтверждается мировыми рейтингами. Например, сейчас в рейтинге топ-100 лучших шахматистов мира нет ни одной женщины. За всю историю шахмат в этот рейтинг попадали всего три шахматистки: венгерка Юдит Полгар, грузинка Майя Чибурданидзе и китаянка Хоу Ифань.

Несмотря на это, казахстанская шахматистка Бибисара Асаубаева не видит в шахматах сексизма или дискриминации.

«Во всех видах спорта проводятся женские и мужские турниры. Я считаю, что в женских шахматах все в порядке. И если ты хочешь чего-то достичь, ты можешь этого достичь», — отметила она.

Однако другие казахстанки рассказывают о том, что сталкиваются с объективацией. Например, их победы над мужчинами часто обесценивают комментариями о том, что мужчину «отвлекала внешность соперницы». Некоторые также используют термин «женские шахматы» в уничижительном значении, указывая на «очень много ошибок» в партиях.

Развитие и перспективы

Успехи казахстанских шахматисток мотивировали новое поколение. По словам Турлова, в Казахстане сейчас наблюдается «шахматный бум».

Сейчас шахматы активно внедряют в школьную программу Казахстана. В настоящее время это обязательный предмет в 500 школах, но в будущем это количество планируют увеличить вдвое.

Ранее «Курсив» рассказывал, почему Freedom Holding Corp., главой которого является Тимур Турлов, так активно поддерживает шахматы

Читайте также