Новый «Хищник» снова объединяется с «Чужим» 

Опубликовано 8 ноября 2025 11:07

Матвей Шаев

Матвей Шаев

Хищник: Планета смерти
Фото: постер к фильму «Хищник: Планета смерти», бильд-редактор Дастан Шанай

В прокате идет «Хищник: Планета смерти», новая часть популярной фантастической франшизы о противостоянии людей и смертоносного инопланетного охотника. На этот раз он сам стал главным героем фильма и зрителям приходится встать на его сторону. Помимо этого, это снова кроссовер вселенных «Хищника» и «Чужого» — главным антагонистом здесь выступает знаменитая корпорация «Вейланд-Ютани». О том, насколько удачно у создателей получилось очеловечить монстра и стоит ли ожидать появления ксеноморфов, — в рецензии «Курсива». 

В расстроенных чувствах молодой и слабейший в своем клане яутжа — так называется инопланетная раса Хищников — по имени Дек (Димитриус Колоаматанги) летит на опасную планету Генна, чтобы добыть трофей в первой охоте. Прямо перед этим его отец жестоко убивает его брата, потому что тот проявил жалость: пощадил Дека и не сохранил таким образом чистоту клана. Приземлившись (точнее, разбившись), яутжа довольно скоро встречает на Генне андроида-синтетика Тею (Эль Фаннинг), посланную для исследования новых форм жизни корпорацией «Вейланд-Ютани». 

Она просит Дека помочь — ее ноги оторвало в схватке с Калиском, чудовищем, которое охотник намерен убить и забрать в качестве трофея. Тея обещает ему рассказать все, что знает о Калиске, а Дек должен доставить ее к сестре-синтетику Тессе (снова Эль Фаннинг), с которой она разлучилась. Вместе они отправляются в путешествие по просторам планеты, а «Вейланд-Ютани» тем временем уже вынашивает новые планы по экспансии своей деятельности. 

Фото: кадр из фильма «Хищник: Планета смерти», бильд-редактор Дастан Шанай

Впервые фильм про Хищника, если не считать разруганный критиками кроссовер «Чужой против Хищника», получил мягкий американский рейтинг PG-13 (в Казахстане при этом на плашках к фильму все равно красуется строгий 18+). То есть создателям каким-то образом удалось избежать демонстрации крови и откровенной жестокости — что кажется немного абсурдным, учитывая, что весь смысл франшизы заключается в том, чтобы показать беспощадную охоту пришельца из космоса. 

Забегая вперед, ответ прост — в «Хищнике: Планета смерти» вообще нет людей (действие разворачивается в неопределенном далеком будущем, что тоже происходит для серии в первый раз), и на экране роботы брызжут своей голубоватой кровью, яутжа — флуоресцентной, а гигантские бизоны — фиолетовой. В общем, цензорам не придраться, несмотря на обилие убийств и расчлененных тел в кадре. 

Фото: кадр из фильма «Хищник: Планета смерти», бильд-редактор Дастан Шанай

Режиссер Дэн Трахтенберг уже не новичок во франшизе. В 2022 году он снял «Добычу», приквел о схватке Хищника с племенем команчи в XVIII веке, а чуть ранее в этом году выпустил анимационный альманах «Хищник: Убийца убийц». Обе части показали, что серия, чаще переживавшая падения, нежели взлеты, все еще открыта к экспериментам. 

«Планета смерти» тоже формально пополняет этот список. Впервые в центре сюжета находится сам Хищник — антигерой в духе Безумного Макса и Конана-варвара, как его описывает сам Трахтенберг. Чтобы сделать его чуть ближе к зрителям, создатели довольно быстро отнимают у пришельца весь его убийственный арсенал оружия (придется полагаться на самодельные устройства; и никакого инфракрасного визора!), а знаменитый невидимый камуфляж он получит только в самом конце. Внешний облик Хищника тоже претерпел некоторые изменения — квадратная голова стала больше походить на человеческую. 

По настроению кино теперь напоминает космический вестерн — не зря оригинальный подзаголовок Badlands, видимо, отсылает к культовому одноименному фильму Терренса Малика о путешествиях по американским пустошам. Впрочем, куда больше здесь от «Звездных войн» — пожалуй, «виновата» затронувшая возрастной рейтинг диснеефикация (как мы помним, после покупки 20th Century Studios Хищник тоже стал обитателем «мышиного дома»). 

Фото: кадр из фильма «Хищник: Планета смерти», бильд-редактор Дастан Шанай

«Планета смерти» открывается чуть ли не поединком на световых мечах — два брата яутжа бьются в пещере на красных плазменных клинках. Взаимоотношения угрюмого Дека и жизнерадостной Теи, эдакого дружелюбного голосового ассистента (большую часть времени она без умолку болтает), — это что-то из «Мандалорца», особенно когда в кадре появляется милое инопланетное существо с большими глазками, прямо-таки конкурент Малыша Йоды. Юмора стало побольше (по сравнению с излишне серьезной «Добычей» это явный плюс), а основной темой теперь является семья. Брат мстит за брата, сестра идет на сестру, а в открытом финале тизерят еще одного члена клана яутжа, так что о встрече с ксеноморфом, кажется, придется забыть еще на какое-то время: несмотря на большое присутствие «Вейланд-Ютани» в сюжете, появления злобных пришельцев не стоит ждать, даже после титров. 

Тея, рассказывая о порядках в стае земных волков и роли альфа-самца в ней, учит Дека избавлению от токсичной маскулинности, и вообще это история о том, как Хищник друзей себе нашел. Подобные диалоги до ужаса прямолинейны и, наверное, даже плохи, но ситуацию несколько спасает то, что часть из них звучит на субтитрированном вымышленном языке яутжа, состоящем из знаменитых щелчков и трескотни. Для этого потребовалась помощь профессора Пола Фроммера, также создавшего язык на’ви из «Аватара» (кстати, сам Джеймс Кэмерон благословил проект еще на стадии подготовки к нему). 

Гораздо менее искусно продуман сюжет, довольно схематичный и особенно провисающий в третьем акте. Будь это не полноценный фильм, а, скажем, часть той же антологии, «Планета смерти» смотрелась бы выигрышнее. Впрочем, у зрелищных драк (одна из них, изобретательная и бодрая, связана с располовиненной героиней Эль Фаннинг) получается напомнить, зачем все-таки люди приходят смотреть такое кино. Очеловеченный Хищник — не то, что ждешь от франшизы (что дальше — фильм глазами ксеноморфа?), но раз даже роботы и воинственные пришельцы, единственные персонажи «Планеты смерти», способны на эмпатию, сострадание и милосердие, то нам явно стоит чему-то у них поучиться. 

Читайте также