Новости

Новый закон вернет казахстанские таланты в экономику

Депутат мажилиса Ерлан Стамбеков / Фото: Талгат Таныбаев

Пока мир ищет альтернативу нефти и газу, Казахстан делает ставку на новую стратегическую ценность – креативную индустрию. Депутат мажилиса Ерлан Стамбеков, являющийся соавтором законопроекта о креативных индустриях, рассказал в беседе с корреспондентом «Курсива», почему этот закон может стать переломным моментом для экономики страны и дать миллионам талантливых казахстанцев шанс реализовать себя дома, а не за рубежом.

Закон, который создает экосистему

В среду на рассмотрение мажилиса в первом чтении вынесут законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам поддержки и развития креативных индустрий». По словам депутата мажилиса Ерлана Стамбекова, главная цель законопроекта – поддержать творческих людей и создать целую экосистему, где рождаются новые смыслы, продукты и бренды Казахстана. 

«Наша задача – создать законодательные возможности для сотрудничества, взаимодействия государства и представителей креативной индустрии. Крайне важно, чтобы государство сосредоточило очень адресно свои усилия в части поддержки креаторов. И речь идет не только о деньгах. Речь идет об инфраструктуре, создании экосистем, которые бы позволяли генерировать новые проекты в сфере креативных индустрий», – поделился депутат.

По его словам, креативная экономика – это не только кино, музыка и IT. В нее входят ремесленники, художники, архитекторы, дизайнеры, журналисты. Все, кто создает интеллектуальный или культурный продукт.

В новом законопроекте впервые в истории страны на государственном уровне вводится понятие профессии «художник».

«Наши колледжи и вузы ежегодно выпускают сотни художников, но они вынуждены работать где угодно, только не по специальности. Закон устраняет этот пробел и дает им легальный статус», – объясняет депутат.

Меньше бюрократии – больше возможностей

Один из ключевых элементов закона – цифровой реестр субъектов креативных индустрий. На первый взгляд звучит формально. Но, как утверждает Стамбеков, это инструмент для сокращения бюрократии, а не ее усиления.

«Цель реестра – систематизация данных о креативных предпринимателях. Она как раз таки исключает всю бюрократию, а, наоборот, упростит взаимодействие с госорганами. Будет четко выстроенная вертикаль между представителями креативной индустрии и министерством культуры и информации. Кроме того, будет упрощен доступ к мерам господдержки, а также автоматизированы конкурсные и мониторинговые процессы. То есть убираются лишние звенья, убираются межведомственные барьеры, которые могут загубить любой талант», — поясняет он.

Мониторингом проектов займется министерство культуры и информации, а региональные акиматы получат больше полномочий. Они смогут предоставлять помещения, выставочные залы, площадки для концертов и показов.

«Не только деньги стимулируют развитие креативных индустрий. Представьте, что мы находимся в каком-то районе страны, даже в селе. У нас нет собственной площадки, чтобы организовать выставку, концерт или показ фильма. Мы обращаемся в местный акимат, а там говорят: «Вот есть помещение клуба – используйте его». На первом этапе акимат берет на себя расходы на свет, отопление и другие затраты. Вы пользуетесь пространством бесплатно, и так закладывается первая основа для создания экосистемы. Важно, чтобы акиматы понимали свою ресурсную роль – у них есть организационные возможности создавать площадки и поддерживать творческие проекты», – говорит депутат.

Стамбеков пояснил, что акиматы будут иметь право поддерживать творческие инициативы, но для эффективности помощи они должны быть заинтересованы в этом. Важно, чтобы местные органы видели потенциал талантов и понимали, что поддержка художников, музыкантов и других представителей креативной индустрии может привлечь внимание и инвестиции. По его словам, до сих пор у акиматов не было правовых оснований для такой поддержки, и закон создаст необходимые рамки для системной работы. 

Как закон выведет творцов из тени

Сегодня, по данным МКИ, количество зарегистрированных субъектов креативной индустрии в Казахстане составляет 45 597. Более половины находятся в Алматы и Астане. При этом заняты в трудовом секторе 143 тыс. человек – всего 1% всех трудящихся в Казахстане. 

Поэтому одна из ключевых задач, которые стоят перед министерством и законодателями, – вывести креаторов из теневой экономики. В этих целях в реестр включили 40 видов креативной деятельности, которые подлежат специальному налоговому режиму. Бизнес освобожден от уплаты всех видов налогов (КПН, ИПН, НДС) и выплачивает единый налог – 2-4% для ИП, 8% – для ТОО.

«Эти меры существенно снизили налоговую нагрузку и создали более предсказуемые условия для малого бизнеса, что уже стимулировало легализацию деятельности. За год количество зарегистрированных субъектов креативных индустрий увеличилось на 17% и составило почти 46,7 тыс., а налоговые поступления от сектора достигли 175,1 млрд тенге», – рассказал Стамбеков. 

Поэтому реестр и статус, вместе с существующими налоговыми стимулами, создают условия для выхода из «серой зоны», мотивируя самозанятых и стартапы официально регистрировать деятельность и получать доступ к поддержке.

Когда таланты остаются дома

В беседе депутат вспоминает истории казахстанцев, ставших знаменитыми за рубежом, – певца Димаша Кудайбергена и диджея Иманбека.

«Они стали известными не благодаря системе, а вопреки ей. Закон должен исправить это. Мы хотим, чтобы таланты раскрывались здесь, получали признание и ресурсы внутри страны, а не уезжали искать успех за границей», – говорит он.

Стамбеков знает, о чем говорит. Он сам более 30 лет связан с креативной индустрией: создавал стартапы, занимался продвижением артистов и понимает, с какими трудностями сталкиваются творческие люди без государственной поддержки. Именно этот опыт помог ему стать одним из соавторов законопроекта, который должен облегчить путь для новых талантов и создать условия для их развития.

«Почти 30 лет моего опыта в бизнесе связано с креативными индустриями. Тогда это так не называлось, но мы уже создавали проекты в IT и эстраде. Я писал песни, стихи, продвигал артистов на большую сцену. Все это без государственной поддержки. Сегодня мы закладываем фундамент, чтобы подобных историй успеха было гораздо больше», — добавляет он.

Авторские права и справедливость

Параллельно с законом о креативных индустриях в мажилисе уже одобрены поправки в закон об авторском праве. Так, по словам мажилисмена, без фундаментального понимания значения авторского права невозможно развитие креативных индустрий.

«Когда мы работали над законопроектом, мы поняли, что ключевым является изменение законодательства об авторском праве, чтобы навести порядок в существующем хаосе. Это потребовало больших обсуждений: участвовали авторы, правообладатели, пользователи и организации по коллективному управлению правами. В итоге 8 октября мажилис принял закон о поправках в авторское право и создал государственный цифровой реестр всех авторских прав. Теперь будет единое облако, которое позволит прозрачно вести эти процессы. Я сам пишу песни и стихи, часть моих произведений защищена авторским правом, и я знаю, какой хаос царил последние 25 лет. Предыдущий закон не создал прочных отношений между создателями и пользователями. С принятием этих изменений фундамент, необходимый для развития креативной отрасли, наконец создан. Следующий этап – принятие закона о креативной индустрии», – пояснил Стамбеков.

Креатив как драйвер экономики

По оценкам экспертов, вклад креативной экономики Казахстана уже достиг 2 млрд долларов, а почти 40% этой суммы приходится на IT и видеоигры. Остальное – это дизайн, архитектура, мода, кино и развлечения.

«Концерт Дженнифер Лопес в Алматы собрал 27 тысяч зрителей, из них около 7 тысяч приехали из 35 стран мира. Доход от концерта превысил 10 млрд тенге, а в виде налогов в бюджет поступит около 600 млн. Только расходы иностранных гостей Алматы в период проведения концерта предположительно принесли городу более 5 млрд тенге. Рестораны, кофейни, гостиницы и транспортные компании также получили заметную прибыль. Фуд-корт на Центральном стадионе в день концерта заработал около 15 млн тенге. Это и есть креативная экономика в действии», — говорит Стамбеков.

Он уверен, что именно креативная индустрия может стать «новой нефтью Казахстана» – неисчерпаемым источником идей и экспортного потенциала.

«Если нефть когда-то закончится, то бесконечные человеческие ресурсы – нет. Казахстан славится своей одухотворенностью, открытостью к миру. Наша многонациональная субкультура создала здесь уникальный фон, который позволяет генерировать проекты в различных сферах, которые сегодня уже «стреляют». Наша задача сегодня направить усилия государства,  общества на то, чтобы это полноценно заработало. И мы, депутаты, лишь констатируем этот факт, создав законопроект», – сказал он. 

Фонд развития и инвестиции

В июле 2025 года зарегистрирован Фонд развития креативных индустрий. Его цель – привлекать инвестиции, развивать инфраструктуру, поддерживать экспорт и акселерацию проектов.

В структуре фонда есть инвестиционный совет и венчурное подразделение. Они будут обеспечивать прозрачность отбора и финансирование проектов.

«В Алматы, Шымкенте, Туркестане и Астане уже создаются региональные хабы и центры креативного роста. Главное, чтобы они работали скоординированно и чтобы усилия государства, особенно финансы, направлялись таким образом, чтобы привлекались дополнительные инвестиции», — отмечает депутат.

Ерлан Стамбеков уверен, что эффект от закона станет заметен уже в ближайшие 3-5 лет, ведь увеличится число официально зарегистрированных креативных предпринимателей, появятся креативные кластеры в регионах. А еще увеличится вклад отрасли в ВВП, и молодежь, по его словам, будет активно участвовать в легальной экономике через стартапы и проекты. 

Иными словами, реформа направлена на объединение культурного потенциала и экономических возможностей. Так, творчество будет способствовать бизнесу и инновациям.