
Председатель Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова считает, что основной вклад в рост цен на непродовольственные товары вносят не потребительские кредиты, а ослабление тенге к доллару.
В ходе своего выступления на круглом столе Kursiv Research, посвященном влиянию потребительского кредитования на экономику, глава Ассоциации финансистов Елена Бахмутова привела статистику по инфляции.
Согласно ей, за последние 10 лет непродовольственные товары внесли вклад в инфляцию на 30%. При этом рост цен на них напрямую не был связан с кредитованием, а скорее был вызван зависимостью от импорта. Корзина непродовольственных товаров казахстанцев на 60% состоит из импортных товаров.
Бахмутова отметила, что рост цен на непродовольственные товары происходил в те периоды, когда потребительское кредитование сокращалось, но при этом курс тенге колебался под влиянием внешних факторов.
«Если посмотреть на статистику, то видно, что в 19-м и 23-м году у нас был рост потребительских займов, а инфляция в непродовольственном сегменте замедлялась. Поэтому даже при высоком росте потребительского кредитования основным источником непродовольственной инфляции остается валютный канал. Его влияние значительно сильнее любых других», – отметила Елена Бахмутова.
При этом, по словам главы АФК, меры Нацбанка по сокращению потребительского кредитования могут негативно сказаться на развитии экономики и росте безработицы. Влияние потребительского спроса на ВВП составляет 51,1%.
«Если будет чрезмерный фокус направлен на сокращение потребительского кредитования (как будто это зло само по себе), то мы увидим последствия через сокращение предложения услуг торговли и оптового ритейла. Соответственно, нужно понимать, что у нас занятость основная в этих сегментах. Поэтому нужно оценивать этот эффект с точки зрения структуры занятости и формирования доходов населения в этих сегментах», – отметила Елена Бахмутова.