
В Казахстане планируется создать каталог казахских артефактов, которые по разным причинам и в разное время оказались за рубежом, – об этом рассказал директор Национального музея РК Берик Абдигалиулы. По его словам, на эту работу уйдет около пяти лет, после чего каждый казахстанец, полистав каталог, сможет узнать, где находится, например, знаменитый «камень Тамерлана» – плита, на которой Амир Тимур повелел высечь дату его похода на хана Тохтамыша.
Об этом и других артефактах, которые наверняка войдут в реестр нацмузея – в обзоре Kursiv LifeStyle.
Светильники из Мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи
- Где находится: Лувр, Париж, Франция

На сайте самого известного музея в мире один из артефактов из усыпальницы средневекового поэта-суфия обозначен как «центральная часть светильника Тимура». Второй сохранился почти полностью.
Инвентарный номер ОА 7079; годы – 1396/1397 (четвертая четверть XIV века); происхождение (место) – Ходжа Ахмед Яссауи (мавзолей); материал/техника – литой металл (бронза), гравировка, инкрустация золотом и серебром; мастер – Изз ад-Дин ибн Тадж ад-Дин Исфахани.
Как известно, из всех военных походов Амир Тимур привозил в свою ставку не только трофеи – золото, серебро, драгоценности, но и искусных мастеров, от зодчих и строителей до кузнецов и ювелиров. По всей видимости, одним из таких пленников и был Изз ад-Дин ибн Тадж из древней иранской столицы Исфахана.
«Среди того, что было сделано по приказу царя, господина, ученого/деятеля, праведника…», – такую надпись выгравировал иранский мастер на светильнике, чтобы и через столетия ни у кого не возникло сомнений в том, кто повелел создать этот великолепный образец средневекового прикладного искусства.
А вот дальше в «биографии» светильника начинаются «белые пятна». Как значится на сайте, его предложили Лувру больше 100 лет назад, в конце ноября 1916 года, а 20 декабря Национальный совет музеев постановил: берем. Кто предложил? Коллекционер Жорж М. Марто, и светильник Тамерлана – не единственный артефакт, переданный им Лувру (еще из интересного, например, турецкий кылыш (сабля) Сулеймана Великолепного). Как реликвия из мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи попала к французскому коллекционеру, в описании на сайте музея не говорится.
Несколько лет назад в казахстанских СМИ обсуждалось дело о давней краже из мавзолея. Как сообщалось, усыпальницу суфия ограбили в феврале 1906 года – об этом otyrar.kz рассказал член-корреспондент национальной академии наук РК, доктор исторических наук Бауыржан Байтанаев. Именно тогда из центрального зала – казандык – пропали бронзовые светильники.
Пояс брата хана Кенесары
- Где находится: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук, Санкт-Петербург, РФ

В казахской коллекции Кунсткамеры хранятся 10 мужских поясов (кice, или, иногда в источниках встречается название – қалта, то есть, буквально, «карман»: у казахских мужских поясов были подвесные сумки-карманы).
Как описывал такие пояса Шокан Валиханов:
«Калтой или кесе называется ремень, прошитый из двойной русской юфты белой стороной, к которой с левой стороны прикреплен мешок в виде пирога, в котором хранятся огниво, кремень, запасной фитиль, сало для смазки ружья и роговая пороховница для фитиля, сзади пороховница, а с правой стороны — два мешочка для пуль и нож. Нынче делают мешочки только для виду. Калты оправлялись в медь, редко — в серебро».
Пояс, о котором идет речь, как раз отделан не только медью, но и серебром, причем некоторые элементы – это серебро с позолотой, что говорит о статусе и финансовых возможностях его владельца.
В коллекционной описи экспоната, которая датируется 1899 годом, сказано:
«Такой пояс носили еще в середине XIX в. и одевали обычно богатые люди и батыры поверх халата. По данным собирателя, этот пояс принадлежал брату Кенесары-хана».
И вот здесь, как это нередко бывает со старинными находками, начинаются вопросы: на поясе выгравировано имя его первого владельца (на арабской вязи) — Кадырбай. В источниках (по крайней мере, широко известных) не сохранилось данных о брате мятежного казахского хана с таким именем. Но, как справедливо сказано на сайте www.kunstkamera.ru, «у нас нет оснований считать… эту информацию недостоверной», тем более, что «брат» в наших степях – это, скажем так, понятие широкое.
Так или иначе, пояс великолепен. Материалы – лошадиная кожа, сердолик, медь, серебро, шагрень; техника – выделка кожи, тиснение, гравировка, золочение, чернение, чеканка; место находки – «Тургайская волость Актобинского уезда, аул №4, Сарайская волость Кустанайского уезда (?), XVIII в.»; собиратели – Лаикжан Биркимбаев и Хасан Имамбаев (Иманбаев).
И в данном случае вопрос – как попал пояс брата хана Кенесары в российский музей? – не стоит. Эту историю любят рассказывать музейщики наших двух стран: в конце XIX века в Санкт-Петербург приехал Лаикжан Биркимбаев, сын Дербісалы Беркімбайұлы, казахского общественного деятеля, члена-сотрудника Оренбургского отделения Императорского географического общества, и, кстати, почетного дворянина Российской империи (получил в 1876 году). Во время своего визита Лаикжан Биркимбаев знакомится с экспонатами Кунсткамеры и замечает, что культура его родного края представлена как-то бедно, «мы живем по-другому». Обещает исправить ситуацию и через какое-то время в Кунсткамеру поступает целый вагон (88 предметов) из тогдашней Саройской волости – то есть из Костаная.
Среди этих предметов был и «пояс брата хана Кенесары».
Камень Амира Тимура
- Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, РФ

Битвы Амира Тимура и хана Тохтамыша – один из самых захватывающих эпизодов нашей истории. Вернее, «одни из эпизодов»: конфликты продолжались несколько лет и оказали большое влияние на дальнейший ход истории всей Евразии. Прежде союзники (Тимур поддержал Тохтамыша в борьбе против Урус-хана), они стали врагами после того, как Тохтамыш, вернувшись из успешного похода на Москву в 1382 году, решил, что он достаточно силен для того, чтобы выступить против своего бывшего «куратора» и покровителя.
Набеги воинов Тохтамыша на империю Тамерлана продолжались около пяти лет, и в конце 1390 года Тимур решил, что пришла пора нанести серьезный превентивный удар. Зимой 1391 года его армия отправилась в поход на Орду, прошла через город Ясы, пустыни близ Сырдарьи, и, наконец, добралась до гор Улытау. Именно там полководец решил оставить знаковую надпись на камне:
«…дабы на лице времени осталось воспоминание об этом походе», – писал персидский хронограф XV века Низам-ад-Дин Шами.
А через несколько месяцев состоялась знаменитая битва при реке Кондурче, закончившаяся безоговорочной победой Тамерлана.
Пройдет почти пять с половиной веков, и в 1935 году будущий академик, а тогда – главный геолог геологоразведочного комбината Главцветмета Наркомата тяжелой промышленности СССР Каныш Сатпаев узнает из разговора с жителем поселка Карсакпай Карагандинской области, что недалеко от сопки Алтыншокы находится камень странной формы, и на одной стороне у него «метка».
Геологи сфотографировали эту «метку», вернее, надпись на камне, и отправили снимок в Москву, в Академию наук СССР. Осенью следующего, 1936 года, в Улытау прибыла научная экспедиция – с тем, чтобы доставить камень в Ленинград (сегодня – Санкт-Петербург).
Понадобилось время, чтобы понять надпись на камне: 11 строк, первые три – выбиты арабским шрифтом, «а остальные восемь – знаками уйгурского алфавита, расположенными горизонтально на среднеазиатском тюркском литературном языке «чагатайском»», пишут в своей работе «Знание и сохранение памяти о «кыпчакском» походе Амира Тимура 1931 года» ученые Э.Р. Усманова, Р.М.Жумашев, Б.С.Кожахметов, Т.А.Тлеубергенов.
И если в первой строке на арабском приводится строка из Корана – «Во имя Бога, милостивого и милосердного», то на чагатайском говорится о том, что летом 793 года султан Тимур-бек поднялся с тремя сотнями тысяч войска на Тохтамыш-хана, и, достигнув этого места, возвел курган, чтобы был памятный знак.
В настоящее время в комплексе Алтыншокы в Улытауской области установлена копия «камня Тимура». Оригинал по-прежнему находится в экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Головной убор казахской невесты – саукеле
- Где находится: Британский музей, Лондон, Великобритания

На самом деле очень много казахских свадебных головных уборов – саукеле – находится за пределами Казахстана. И давно. Как писал в прошлом, XX веке историк, этнограф, академик Алькей Маргулан:
«В настоящее время около пятнадцати саукеле находятся в ГМЭ, шесть – в МАЭ. Богатую коллекцию саукеле имеет Центральный музей Татарской АССР (Казань). Интересные саукеле хранятся в музеях Омска, Петропавловска, а также Алма-Аты и Ташкента».
Но если о большинстве из этих саукеле есть какие-то данные, то историю экспоната в Британском музее еще предстоит узнать. На сайте указан только регион – Казахстан, Алматы, Жетысу, время поступления в музей – 1926 год, и имя той, что передала саукеле – Mrs T Kallin. Кстати, второй артефакт, который миссис Каллин отдала в музей – это детское пальто из шкуры оленя. Якутское.