В Казахстане могут заморозить счета итальянской компании в 2026 году по просьбе РФ

Фото: shutterstock, бильд-редактор: Адэлина Мамедова
Партнер и адвокат юридической фирмы Orchards, защищающей интересы «Еврохим Северо-Запад-2» (ЕХСЗ-2 входит в «ЕвроХим»), Алексей Станкевич не сомневается в возможности наложения арестов на казахстанские счета и имущество Tecnimont S.p.A., входящей в итальянскую инженерно-строительную группу Maire, после того как компания проиграла суд в Московском арбитражном суде.
«С правовой точки зрения – да (возможны ли аресты счетов Tecnimont в Казахстане. – «Курсив»). Республика Казахстан и Российская Федерация являются участниками Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года. Конвенция предусматривает взаимное признание и исполнение судебных решений, а также – что особенно важно – признание решений о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на банковских счетах, в целях обеспечения иска», – сообщил он на запрос «Курсива».
Наложение арестов на имущество и счета Tecnimont в Казахстане может произойти в течение первого полугодия, считает он.
«Теоретически – в течение первого полугодия 2026 года. Решение российского суда должно вступить в законную силу, после чего взыскатель может инициировать процедуру признания в Казахстане. Сама процедура признания по Киевскому соглашению занимает от 2 до 6 месяцев», – отметил Станкевич.
Аналогичные процедуры могут быть инициированы и в других юрисдикциях, где Maire/Tecnimont имеет активы или ведет проекты – в частности, в странах Ближнего Востока, Африки и СНГ.
По его словам, арест счетов и активов Tecnimont может существенно осложнить финансирование работ, а также расчеты с субподрядчиками и поставщиками. В худшем сценарии, считает адвокат, это может привести к приостановке проектов и пересмотру заказчиками контрактных условий.
«Tecnimont участвует в двух крупных казахстанских проектах: Silleno (оценка $3,6 млрд) и Tengiz ($1,1 млрд)», – сообщил он.
Станкевич отметил, что риски для Maire не ограничиваются Казахстаном. Группа реализует крупные проекты в ОАЭ (Hail & Ghasha, $8,7 млрд), Саудовской Аравии, Алжире и других странах. Исполнительные действия в нескольких юрисдикциях одновременно могут создать системные проблемы для операционной деятельности всей группы, полагает он.
При этом адвокат не исключает возможность примирения сторон.
«Примирение возможно. Компании группы EuroChem всегда были открыты к конструктивному диалогу. Урегулирование спора во внесудебном порядке отвечало бы интересам обеих сторон, поскольку позволило бы избежать длительных и дорогостоящих процедур принудительного исполнения в нескольких юрисдикциях – от Казахстана до стран Персидского залива и Северной Африки. Мы готовы рассмотреть любые конструктивные предложения, учитывающие законные интересы EuroChem», – резюмировал он.
В ЕХСЗ-2 «Курсиву» сообщили, что Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области запретил итальянской Tecnimont S.p.A. и ее российской «дочке» «МТ Руссия» продолжать разбирательство в арбитраже при международной торговой палате в Лондоне против «ЕвроХим Северо-Запад-2», удовлетворив заявление ЕХСЗ-2.
У ответчиков есть 10 дней на то, чтобы отозвать исковые требования к ЕХСЗ-2 в Лондоне – в противном случае им будет начислена судебная неустойка на сумму, эквивалентную около 78 млрд рублей (около 523,4 млрд тенге по курсу Нацбанка РК): с Tecnimont S.p.A. – 279,3 млн евро, $44,4 млн и 305,1 млн рублей; с «МТ Руссия» – 546,2 млн евро, $2,5 млн и 305,1 млн рублей.
Tecnimont S.p.A. и «МТ Руссия» потребовали в Лондоне от ЕХСЗ-2 компенсацию за расторжение подрядных контрактов на строительство производства аммиака и карбамида в Кингисеппе (Ленинградская область), по которым две первые компании перестали исполнять взятые на себя обязательства в мае 2022 года, сославшись на санкции.
Ранее Tecnimont S.p.A., входящая в итальянскую инженерно-строительную группу Maire, заявила о том, что ее проекты в Казахстане продолжаются без каких-либо перерывов.
Напомним, итальянский подрядчик проиграл Московский арбитражный суд и теперь должен выплатить ЕХСЗ-2 171,1 млрд рублей (1,15 трлн тенге по текущему курсу Нацбанка), или более 2 млрд евро. Tecnimont работает по двум крупным проектам в Казахстане, связанным с Тенгизом и «КазМунайГазом», общей стоимостью более $10 млрд.
В Tecnimont отметили, что решение российского арбитражного суда не оказывает влияния на проекты, реализуемые в Казахстане, поскольку решения, вынесенные российскими судами, не могут быть исполнены за пределами России в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией 1958 года, признанной более чем в 170 странах, включая страны СНГ и БРИКС.
Как возник этот спор
Судебный спор возник из-за того, что итальянская компания не исполнила обязательства по строительству завода аммиака и карбамида в Кингисеппе (Ленинградская область). Работы по проекту начались в 2020 году, однако уже с осени 2021 года заказчик неоднократно уведомлял подрядчиков о значительных задержках.
По данным ЕХСЗ-2, еще до введения санкций Tecnimont и ее российская «дочка» «МТ Руссия» «безуспешно требовали увеличения цены контракта и продления сроков, что указывало на их неспособность выполнить работы в срок и в рамках бюджета».
К весне 2022 года подрядчики значительно отставали от графика. Контракты были заключены по фиксированной цене и предусматривали гарантированный срок завершения, который должен был наступить не позднее 16 сентября 2023 года.
В мае 2022 года Tecnimont S.p.A. и «МТ Руссия» в одностороннем порядке приостановили работы, сославшись на санкции Евросоюза. По данным истца, к тому моменту строительство было завершено лишь на 25%. Это решение «нанесло ущерб» ЕХСЗ-2 и экономическим интересам России, указывают в компании.
В случае с Казахстаном речь идет о возможности наложения арестов на активы Tecnimont, которая участвует в двух масштабных проектах общей стоимостью более $10 млрд. Tecnimont S.p.A. должна построить полиэтиленовый завод в Атырауской области для «Силлено», а также газосепарационный комплекс на Тенгизе.
Стоимость первого проекта мощностью 1,25 млн тонн полиэтилена в год составляет $7,4 млрд. Запуск завода был запланирован на 2029 год. На конец 2024 года 29,9%-ная доля в «Силлено» принадлежала «КазМунайГазу», 30% – российскому «Сибур Холдингу», 10,10% – KMG PetroChem (100%-ная «дочка» КМГ).
KMG PetroChem заключила EPC-контракт с Tecnimont S.p.A. в консорциуме с Consolidated Contractors International Company (CCIC, Ливан) на строительство газосепарационного комплекса (ГСК) на месторождении Тенгиз, сообщил КМГ в начале августа. Общая стоимость проекта строительства ГСК оценивалась в $2,8 млрд.
Таким образом, общая стоимость только этих двух проектов, связанных с Тенгизом и отданных Tecnimont S.p.A., оценивается в $10,4 млрд.