
В кинотеатрах идет «Крушитель» — спортивный байопик о бойце смешанных единоборств Марке Керре, популярном в конце 1990-х годов. Фильм участвовал в Венецианском кинофестивале, где Бенни Сэфди получил приз за режиссуру. Главную роль исполнил Дуэйн Джонсон, который пробует себя в драматическом жанре. Старания уже принесли ему номинацию на «Золотой глобус», и, очевидно, актер надеется, что скоро он будет в числе претендентов на «Оскар». О том, заслуживает ли Джонсон статуэтки и почему эта история уже была рассказана удачнее несколько лет назад, — в рецензии «Курсива».
Устрашающий 120-килограммовый здоровяк Марк Керр (Дуэйн Джонсон) в конце 1990-х годов переходит из рестлинга в только-только набирающий обороты мир смешанных единоборств. Никогда не сдающийся, бьющий противника в ответ в два раза сильнее, на деле он оказывается добрым, миролюбивым человеком. «Могу я спросить, все ли с ним в порядке?» — участливо обращается он к рефери после того, как вышиб дух из своего оппонента на ринге. Случайной собеседнице в больнице он охотливо поясняет: бойцы вовсе не ненавидят друг друга; для него борьба это не про насилие, это искусство. Но профессиональная страсть накладывает на него отпечаток, подсаживая на болеутоляющие (проще говоря — наркотики) и погружая в абьюзивные отношения с девушкой по имени Дон (Эмили Блант).

Братья Сэфди, Бенни и Джош, мощно выстрелившие во второй половине 2010-х годов криминальными триллерами «Хорошее время» и «Неограненные алмазы», разорвали творческие отношения и перешли в соревновательный режим. Оценивать их нынешние сольные работы зрителям будет, кажется, неожиданно довольно легко: оба решили попробовать себя на поле спортивного байопика, и фильмы «Крушитель» и «Марти Великолепный», где главную роль талантливого игрока в пинг-понг исполнил Тимоти Шаламе, выходят практически одновременно. К тому же под патронажем студии A24 и с очевидным прицелом на ближайший оскаровский сезон.
«Крушителя» уже наградили на Венецианском кинофестивале призом за лучшую режиссуру. Решение жюри небесспорное (так, без внимания осталась виртуозная работа корейца Пак Чхан-ука в «Методе исключения») и, пожалуй, что не слишком справедливое. В руке младшего брата из бывшего дуэта Сэфди не чувствуется необходимых крепости и твердости, что особенно непростительно для столь «мускулистого» с виду кино. Возможно, дело в том, что проект — больше инициатива актера, экс-рестлера и в данном случае продюсера Дуэйна Джонсона, решившего разбавить череду глуповатых дорогостоящих блокбастеров более серьезной работой.

От него здесь требуется не только демонстрировать впечатляюще натренированное тело (по сюжету 53-летний Скала играет 30-летнего Керра, и особой натяжки в этом не чувствуется), но и показывать психологическую глубину персонажа, которому есть и о чем поплакать, и на что позлиться — причина кроется в тяжелом столкновении с реальностью после поражения в бою. «Крушитель» напоминает другой недавний байопик «Спрингстин. Избавь меня от небытия», где тоже рассказывалось о мужской депрессии, залечиваемой чем угодно, только не терапией, и возможности хоть немного побыть неудачником.
В целом такая трансформация вызывает уважение, и вряд ли Джонсон в ближайшее время еще вернется к подобным ролям, но порой шкура бойца MMA кажется слишком нарочно примеренной — в этом сквозит некое актерское тщеславие и стремление к партии попрестижнее с переигрыванием как следствие. Похожим, например, сейчас озаботилась Сидни Суини, сыграв боксершу в с треском провалившемся спортивном байопике «Кристи», также надеясь ворваться в наградный сезон.

Некоторые осторожно предсказывают Скале его первую номинацию на «Оскар», и уже гарантированное появление на церемонии вручения «Золотого глобуса» усиливает эти шансы, но в конечном итоге Керр выписан довольно широкими мазками, без нюансов, и Джонсон проигрывает своим экранным партнерам Блант в роли вульгарной подружки и даже Райану Бейдеру, реальному бойцу MMA, который сыграл его близкого друга Марка Коулмана — даже по сюжету эта роль второго плана неожиданно оказывается выигрышнее в финале.
Режиссура Сэфди выглядит некоторым жульничеством и потому, что «Крушитель» фактически является ремейком — в некоторых сценах прямо-таки покадровым — одноименного документального фильма HBO, выпущенного в 2002 году, гораздо более удачного в отдельных деталях (скажем, молнией там мелькает кадрик, где ринг протирают от крови для следующего боя — в игровом кино такие нюансы ускользают, как и надломленная интонация Коулмана, выходящего в тираж, но вынужденного продолжать сражаться, чтобы кормить свою семью). Кстати, его режиссер Джон Хайамс даже выступил здесь как продюсер-консультант.
Откровенный, личный взгляд самого Марка Керра, честно рассказывающего о себе в документалке, тем не менее не превращает ее в слезовыжимательный поток, то время как Сэфди добавляет большую эмоциональную составляющую — нервный джазовый саундтрек и My Way Элвиса, выпуклые метафоры (эпизод во время гонок на выживание, провоцирующий что-то вроде вспышки ПТСР у бойца), сцены наркотического опьянения и шумные ссоры двух партнеров дома. «Крушитель», с его грозным названием, больше близок к нежной мелодраме: есть он, она и кто-то третий — либо шприц, либо ринг (стоит отметить, что есть здесь и едва уловимый намек на гомоэротизм, когда Керр говорит, что каждый бой для него — это что-то сравнимое с оргазмом).
Документальной фактуре Сэфди был верен всегда, начиная еще в 2000-е годы как мамблкорщик, то есть представитель независимого кинематографа с особым узнаваемым стилем. Поэтому фильм снят преимущественно ручной дрожащей камерой, использует вместо актеров реальных спортсменов (так, одна из главных сенсаций — участие украинского чемпиона Александра Усика в роли Игоря Вовчанчина, триггера психологических изменений главного героя), а в конце демонстрирует настоящего, живого-здорового Марка Керра, миро катящего тележку с продуктами по парковке. И это, при всем уважении к Скале, наверное, лучшие две минуты всей картины — искренние и простые. Возможно, такой спорт как MMA просто наиболее чуток к искусственности и фальши.
Ранее Kursiv LifeStyle писал, что одна из главных актерских сенсаций года – Дуэйн «Скала» Джонсон – впервые был номинирован на премию «Золотой глобус». Его отметили в категории «Лучшая мужская роль в драматическом фильме» за работу в картине «Крушитель».