Эмигранты возвращаются в Казахстан в «комедии» Qazaq Alemi 2

Опубликовано 26 декабря 2025 18:39

Дмитрий Мостовой

Дмитрий Мостовой

Эмигранты возвращаются в Казахстан в «комедии» Qazaq Alemi 2
Кадр из фильма

Любой успешный оригинальный фильм влечет за собой продолжение. И, может быть, не одно. Особенно в Казахстане. Так что после того, как год назад комедия Qazaq Alemi стала очередным отечественным фильмом-миллиардером, следовало ждать сиквела. И он вышел в прокат на неделе. Правда, это во всех смыслах другое кино.

В кинематографической тусовке ходит байка, о достоверности которой судить не берусь. Мол, после большого – зрительского и кассового – успеха первой картины и особенно после интернет-триумфа эпизода знакомства средневекового хана с зубочисткой, которую мы тоже завозим из Китая, создатели Qazaq Alemi получили вежливое приглашение в один из высоких кабинетов, где им прямо намекнули, что надо бы как-то попатриотичнее. Притом, что Qazaq Alemi – фильм более чем патриотичный. Но, видимо, недостаточно. И, наблюдая за проблемами, которые недавно возникли с фактической, на мой взгляд, цензурой у картин «Ауру» и «Руың кім?», а также посмотрев Qazaq Alemi 2, получаешь ощущение, что байка эта вполне похожа на правду.

Эмигранты возвращаются в Казахстан в «комедии» Qazaq Alemi 2
Кадр из фильма

Qazaq Alemi 2, если и является продолжением первого фильма, то лишь по названию и цифре в нем. По сюжету, учитель истории Данияр получает за частные уроки по 5000 тенге, вследствие чего накапливает долгов на 3 миллиона. Одноклассник Данияра, бизнесмен-решала проблем Айбек, пытаясь в том числе помочь, дает простое поручение: сходить к потенциальному клиенту Канату и просто отказаться от заказа. За это Айбек готов заплатить миллион. Но Канат предлагает сто тысяч, и не тенге, а долларов, за то, чтобы Данияр уговорил заблудшего ребенка богача вернуться в Казахстан, и патриотично настроенный учитель летит в Чикаго.

От первого фильма в Qazaq Alemi 2 остались только каркас названия, фигура вдохновителя дилогии и соавтора сценария Нурлана Коянбаева, который теперь играет не самого себя, а Данияра, и молодой хан в исполнении Жандоса Сейдалина. Его, впрочем, довольно быстро – «по велению общественности» – меняют на хана степенного, пожилого и с бородой, и это редкий, действительно забавный и смешной, момент во всей так называемой комедии.

Поначалу кажется, что Коянбаев и его сосценаристы будут и дальше троллить критиков, но на появлении отрекомендованного, как «папа Айым» (шутка для тех, кто в теме), актера Азата Сейтметова с намеренно нелепо приклеенной бородой ирония и сарказм авторов Qazaq Alemi 2 заканчиваются.

Визиты Нурлана в средневековый казахский город так и будут выглядеть в разной степени забавно, но на этом комедийный ресурс картины исчерпывается. Весь остальной фильм проходит в такой серьезной и пафосной тональности, что ее бы хватило еще на несколько частей эпопеи «Путь лидера». И даже там все было не так уныло-плакатно и по-агитаторски прямолинейно.

Кадр из фильма

Полтора часа Данияр будет бегать по Чикаго и пригороду за дочкой бывшего криминального авторитета Ардак (в этой роли Асель Сагатова), уговаривая ее вернуться в Казахстан и взывая к патриотизму, совести, ностальгии и родственным чувствам. Данияр будет вспоминать широкие степи и высокие горы, великую историю и предков, надавит на то, кто же будет строить страну, если все разбегутся по заграницам, но ни разу не упомянет про мотивирующие на возвращение достижения настоящего и светлые перспективы. И, правда, почему?

Кадр из фильма

Чтобы лозунгоподобные речи Данияра выглядели убедительнее, авторы выписали абсолютно нелепых, карикатурных персонажей-американцев, с которыми приходится общаться на чужбине Ардак. Самые безобидные – биг-босс, на зубок знающий историю США, но не ведающий, что за восемь лет до Нила Армстронга человек полетел в космос с казахской земли, и отец ее жениха, мелочно гордящийся своим происхождением и достижениями сына. В остальном же полный набор: коллега – конечно же, сучка, хоть и не крашенная; будущая свекровь – белая супремасистка, для которой все азиаты – китайцы; друг жениха – классический реднек (ну, конечно, у богатого-то выпускника Гарварда, ага), носящий рубашку без рукавов, светящий подмышками и орущий «Лузер!!!» в лицо Данияру в баре, а сам жених Майкл максимально шаблонно путает все имеющиеся «-станы». В американском баре, кстати, корректно пьют только воду и колу, даже упомянутый реднек – очень достоверно, спасибо.

Кадр из фильма

В этом агитпропе проходит большая часть фильма, сюжетного развития практически нет, а все ходы известны наперед. Например, с самого начала совершенно ясно не просто как, а чем именно закончится эпопея с гонкой за просмотры и лайки видео Ардак в соцсетях. Про финал и говорить не приходится – не может такой фильм закончиться как-то иначе.

Кадр из фильма

Самое интересное, что Qazaq Alemi 2 несет правильные посылы: мы должны помогать друг другу, а не топить; кто, если не мы, будет строить и развивать страну; начинать нужно с себя и того, что вокруг. Но выписано и реализовано это настолько примитивно и толсто, что если убрать завязку, как всегда харизматичного Азамата Сатыбалды в роли Айбека и веселые визиты Данияра в осовремененное прошлое, то останется голый пафосный агитационный ролик.

Читайте также