Казахстан теряет миллиарды долларов в нефтегазовых спорах: что ответил премьер

Фракция «Ак жол» заявила в своем депутатском запросе о неготовности государственных органов к сложным международным спорам вокруг крупнейших нефтегазовых проектов страны. Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов ответил на эту претензию.
В чем суть претензий
По оценке партии, страна теряет триллионы тенге, которые напрямую бьют по бюджету и национальным интересам. Депутаты напомнили, что соглашения о разделе продукции (СРП), заключенные в 1990-е годы со стратегическими недропользователями, изначально ориентировались прежде всего на интересы инвесторов.
«Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в 2022 году заявил: «Соглашения о разделе продукции заключались 30 лет назад в совершенно иных условиях и при их продлении в них необходимо вносить изменения», поручив правительству принять соответствующие меры. Однако вопрос, имеющий стратегическое значение для экономики страны, до сих пор не решен», – заявили депутаты.
Весной 2023 года Казахстан обвинил зарубежные компании в нарушении тендерных процедур и подрядных обязательств:
- $13 млрд – по проекту Кашаган;
- $3,5 млрд – по Карачаганаку (данные Bloomberg).
Государство подало иски против NCOC и Karachaganak Petroleum Operating BV в международный арбитраж, указывая на срыв сроков, ущерб государству и нарушение условий соглашений.
Дополнительно в марте 2023 года Казахстан потребовал от NCOC уплаты экологического штрафа в 2,3 трлн тенге за нарушения норм хранения химических веществ и другие экологические правонарушения. Позже совокупные требования по этим нарушениям оценивались уже в $150 млрд.
«Однако по итогам двухлетних судебных разбирательств спор проигран, и штраф до сих пор не взыскан. При этом, по оценкам экспертов, вследствие изменения курса тенге к доллару в 2023-2025 годах, сумма штрафа в долларовом выражении сократилась примерно на $1 млрд. Иначе говоря, двухлетнее затягивание процесса привело к колоссальному уменьшению реальной стоимости требований Казахстана в валюте. Это выгодно иностранным компаниям, но крайне ущербно для государства. Фактически только на этом мы потеряли около $1 млрд из $5,1 млрд», – говорится в депутатском запросе.
Депутаты считают, что назначение штрафов в тенге выгодно иностранным компаниям и ущербно для Казахстана, так как доходы экспортеров исчисляются в долларах, а при затяжных процессах сумма требований обесценивается. Также они отметили, что иностранные компании не снабжают внутренний рынок нефтью, не сдерживают цены на топливо, но получают сверхприбыль из национального богатства.
Они призвали провести анализ причин проигрышей в международных арбитражах и выработать эффективную стратегию защиты национальных экономических интересов.
Что ответило правительство
В ответе премьер-министра отмечается, что экологические штрафы в Казахстане налагаются исключительно в национальной валюте и приравнивание их к иностранной валюте не соответствует правовой природе таких взысканий.
По проекту NCOC в 2022 году действительно выявлялись экологические нарушения, часть штрафов была уплачена. В 2025 году суд признал отдельные предписания департамента экологии незаконными по процедурным основаниям, после чего процессуальные нарушения были устранены и административные дела возобновлены.
Что касается споров по Кашагану и Карачаганаку, правительство подчеркивает, что это коммерческие арбитражные процессы, которые по своей природе являются длительными и многоступенчатыми. Для защиты интересов государства привлекаются международные консультанты и технические эксперты, проводится аудит операций и формируется доказательная база.
В правительстве заверяют, что работа по защите национальных интересов находится на особом контроле и ведется в рамках международного права.
В декабре министр энергетики Ерлан Аккенженов сообщал, что рассмотрение арбитражного дела с участием крупных иностранных компаний по крупнейшему месторождению Казахстана на шельфе Каспийского моря – Кашагану – начнется во второй половине 2026 года – в 2027 году.
При этом по его словам, решение арбитражного суда по делу с участием международного консорциума, разрабатывающего другое крупное месторождение – Карачаганакское, ожидали до конца 2025 года. Но пока новостей нет.
В августе 2025 года сообщалось, что нефтяные компании, разрабатывающие месторождение Кашаган, выиграли спор в апелляционном суде Астаны на 2,3 трлн тенге по вопросу экологического штрафа. На конец 2022 года штраф составлял $5,1 млрд, а по обменному курсу на тот момент $4,2 млрд. Вместе с тем, департамент экологии по Атырауской области вновь подал аналогичный иск.