Ретро-хоррор Эдгара Райта, новый фильм Уэса Андерсона и котики

Опубликовано (обновлено )
«Курсив» подготовил рецензии на самые обсуждаемые киноленты этой недели

Ноябрьский кинопрокат всегда большое удовольствие – картин много и все они достаточно хороши для того, чтобы специально ради них выбраться в кинотеатр. Мы расскажем вам о новинках, а стоит ли их смотреть вы решите сами. 

«Прошлой ночью в Сохо»

Британец Эдгар Райт снял ностальгический, красивый, совсем нестрашный и неожиданно серьезный для себя хоррор в стиле ретро. Эдгара Райта, к слову, любимого режиссера Куаныша Бейсекова (это идеолог группы «Ирина Кайратовна», о дебюте которого «Курсив» писал на прошлой неделе) можно назвать одним из самых ярких постмодернистов современного кино, ведь большая часть его карьеры, особенно ее ранние годы — это попытка по-новому взглянуть на старые добрые фильмы. Обычно Райт делал это сквозь свою ироничную призму, к примеру, в комедийном хорроре «Зомби по имени Шон» он пародировал ужастики, шутя над самыми известными клише этого жанра, а в своем смешном полицейском боевике «Типа крутые легавые», он мягко подтрунивал над старыми детективами. 

В его новой картине «Прошлой ночью в Сохо» кинокритики, конечно же, тоже нашли множество отсылок к творчеству кумиров, иначе ведь Райт не Райт — его свежее детище явно вдохновлено мрачными триллерами 60-х Романа Полански и наверняка хоррорами родных британцев: Николаса Роуга и великого Альфреда Хичкока. Только вот юмора и дурачеств как это было в ранних работах Райта в «Прошлой ночи в Сохо» нет. Похоже, теперь ему точно интереснее стало снимать кино под ту или иную эпоху, чем пародировать ее. В «Малыше на драйве» режиссер как будто бы упивался криминальной эстетикой фильмов 80-х и 90-х, а здесь он на самом деле ностальгирует по Лондону 60-х (часть событий в этом хорроре происходит в эти годы). 

Забавно, что ностальгия у мужчины придуманная им же, ведь сам-то он родился только в 1974 году и все, что Райт знает о любимом городе тех лет, это только из рассказов старших. Впрочем, неудивительно, что он захотел погрузиться в другую эпоху, ведь для многих режиссеров, кино – это способ пожить немного в том времени, в котором так и не довелось: именно поэтому Вуди Аллен в своем фильме «Полночь в Париже» снимал 20-е (сам он родился лишь в 1935 году), а Тарантино в «Однажды в Голливуде» исследовал 70-е (Квентин появился на свет в 1963 году и был совсем ребенком, когда сектанты убили жену Полански – эти трагические события, как мы помним, легли в основу его последней картины). Но вернемся к Райту. 

retro-xorror-edgara-rajta,-novyj-film-uesa-andersona-i-kotiki.jpgКадр из фильма

«Прошлой ночью в Сохо» рассказывает о юной Элоис (Томасин МакКензи), сироте из английской провинции, которая мечтает стать крутым модельером. Для этого она, наконец, сепарируется от своей любимой бабушки (мама девочки давно умерла и является ей только в зеркалах) и едет в Лондон учиться на дизайнера. В общежитии скромной и олдскульно-воспитанной Элли неуютно и грустно и она сбегает в чердачную комнату к пожилой даме, в которую до нее никто не решался заселиться. Там ей начинают преследовать странные ночные видения: она в Лондоне 60-х, в районе Сохо и следит за жизнью молодой певицы Сэнди (Аня Тейлор-Джой), которая пытается пробиться сквозь толстосумов и сутенеров на большую сцену. Наблюдая за нравами той эпохи, Элоис делает вывод: выдерживать натиск властных мужчин в 60-е девушкам было в тысячи раз сложнее, чем в эпоху metoo. Тогда без крови и кошмаров, которые потом преследовали человека всю жизнь, обойтись было нельзя. 
 
«Прошлой ночью в Сохо» — это история о темной стороне большой женской карьеры девушки 60-х и прекрасное феминистическое высказывание. Райт создал изящное, довольно стильное и очень музыкальное кино, в котором встретились все атрибуты той эпохи: свингующий Лондон, неоновые огни Сохо и его мрачные переулки. Музыка в фильме Райта, к слову, одного из самых музыкальных кинорежиссеров, опять из его личного плэйлиста – она тщательно подобрана, недаром его «Малыша на драйве» и «Скотта Пилигрима против всех» любят не только любители кино, но и меломаны, и не зря ими восхищается режиссер клипов «Ирины Кайратовны» Бейсеков.
  
Посмотреть «Прошлой ночью в Сохо» стоит, чтобы восхититься эпохой и игрой Ани Тейлор-Джой, есть в ее идеальной кукольной внешности что-то дьявольское, что заметил еще Эггерс в своей «Ведьме», о которой Kursiv.kz писал

«Французский вестник» Уэса Андерсона с самым звездным актерским составом

Любитель чудаковатых, но симпатичных историй, фанат симметрии в кадре и автор любимых народом «Отеля «Гранд Будапешт» и «Королевства полной луны», представил публике свою новую картину. Настоящее название очередного детища Уэса Андерсона — «Французский вестник». 

Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» получилось чересчур громоздким, собственно, как и сам фильм. Что, впрочем, не помешало ленте быть презентованной на Каннском кинофестивале этого года. Фестивальное руководство никогда не упустило бы этот фильм, ведь каст в «Вестнике» сплошь из звезд «класса А»: Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Бенисио дель Торо, Леа Сейду, Эдриан Броуди, Тильда Суинтон, Фрэнсис Макдорманд, Тимоти Шаламе, Сирша Ронан, Джеффри Райт, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон, Кристоф Вальц и другие. Увы, но блестящий актерский состав, одно перечисление которого не способно вместиться даже на один постер, не спас картину, а напротив усугубил ее несовершенства.
 
Вдохновившись своим любимым журналом The New Yorker, который он читает с детства, Андерсон решил создать оду журналистам и старой прессе. На примере вымышленного еженедельного издания The French Dispatch («Французский вестник») он придумал сентиментальную историю о почти ушедшей эпохе печатных СМИ. Однако, журналисты и критики проект не оценили и альманах андерсеновских короткометражек в большинстве своем разругали. Наверное, если и смотреть «Вестник», то только ради знаменитого дизайнерского стиля Андерсона.

retro-xorror-edgara-rajta,-novyj-film-uesa-andersona-i-kotiki (2).jpgКадр из фильма  

Как предупреждает фильм в самом начале, он состоит из одного некролога, одного предисловия и трех статей, которые экранизированы в мини-истории. Действие картины разворачивается в провинциальном французском городе Аннюи. В 20-е годы туда приехал Артур Ховицер-младший – сын издателя The Evening Sun — газеты, издающейся в городе Либерти, штат Канзас. Ему так понравилось в захолустье Франции, что он решил остаться в городе навсегда и организовать здесь французское отделение «Вечернего солнца», что он и делает — Ховицер-младший занимается своим любимым детищем до самой смерти. А после нее, редакция собирается вместе, чтобы выпустить последний номер и разойтись кто куда. Три самых сильных журналиста выдают свои истории. 

Андерсон признавался, что некоторые персонажи и события во «Французском вестнике» позаимствованы из реальных статей его любимого The New Yorker. К примеру, образ главного редактора Артура Ховитцера-младшего в исполнении Билла Мюррея списан с сооснователя The New Yorker Гарольда Росса. Также нью-йоркеровскими статьями были вдохновлены и центральные истории фильма, к примеру, первая новелла, рассказывающая о сумасшедшем художнике (Бенисио дель Торо), который убил пилой двух официантов, но зато благодаря отсидке в тюрьме он нашел свою музу – надзирательницу, любящую попозировать обнаженной (Леа Сейду), а затем познакомился с известным арт-диллером (Эдриан Броуди) и благодаря ему вышел на волю богатейшим человеком, списана с серии публикаций «Дни Дювина» об арт-дилере Джозефе Дювине. Другая же история, которая рассказывает о студенческих акциях протеста во Франции в мае 1968 года и погружает зрителей в историю взаимоотношений престарелой журналистки (Фрэнсис Макдорманд) с юным демонстрантом (Тимоти Шаламе) посвящена статье Мейвис Галлант «События в мае: Парижская тетрадь». 

Третья история – о полицейско-гастрономических приключениях, где шеф-повар пытался отравить преступников своими блюдами, похоже, полностью выдуманная. 

Как известно, Андерсон из тех режиссеров, кто обладает ярким и неповторимым авторским почерком. Считается, что если уж вы полюбили творчество такого кинодеятеля, то чтобы он ни снял, вам все понравится. К таким художникам относится, например, Вуди Аллен, даже его откровенные неудачи поклонники любят и отказываются списывать со счетов. Но если почерк Аллена касается прежде всего стиля и манеры повествования, то у Андерсона большой акцент делается на визуальном стиле, а когда ты видишь сюжетно невпечатляющие короткометражки вкупе с назойливой симметрией Андерсона на протяжении почти двух часов, это скорее раздражает, чем умиляет. Ощущение пустоты происходящего на экране усиливается. 

Впрочем, к такому выводу зритель приходит не сразу — когда фильм только начинается и режиссер иронизирует над журналистскими типажами (например, есть там архетипический образ «журналиста», который 30 лет простоял в коридоре, но не сдал ни одной статьи) зритель предвкушает забавное зрелище и тонкую сатиру на СМИ и их героев, которых они сделали звездами. Но с каждой минутой экранного времени обаяние новелл тает на глазах, к примеру, первая история о художнике-маньяке симпатична, вторая уже чуть менее интересна, а третья так изобилует кучей ненужных деталей, что совсем никуда не годится. Когда дело движется к кульминации, сюжет и вовсе рассыпается и становится невыносимо скучно. Ощущение, что Андерсон снял что-то для актерской тусовки  – звезды собрались вместе, поснимались, пообщались, только вот про зрителей на этот раз напрочь забыли. 

Повторимся, посмотреть «Французского вестника» если и стоит, то только ради визуала и любимых актеров, которые пытаются представить публике свои дурашливые образы так, будто на самом деле в них поверили. 

«Кошачьи миры Луиса Уэйна» с Камбербэтчем 

4 ноября в казахстанский прокат вышел грустный и довольно унылый байопик Уилла Шарпа «Кошачьи миры Луиса Уэйна» c Бенедиктом Камбербэтчем и Клер Фой в главных ролях, и пока мы собирались выдать на него рецензию, покинул наш прокат, кое-как продержавшись положенные две недели. Теперь картину можно увидеть только в сети. То, что лента не проявила себя в отечественных кинотеатрах ожидаемо. Во-первых, чудаковатую сентиментальщину наши зрители особо не жалуют, во-вторых, наши прабабушки и прадедушки никогда не собирали карточек с его антропоморфными кошечками и для большинства этот художник попросту неизвестен. В-третьих, история жизни эксцентричного английского иллюстратора, всю жизнь рисовавшего котиков и прославившегося на весь свет именно этим, трагична, а местная аудитория грустить не любит.
 
Говорят, за свою карьеру Уэйн создал 150 тыс. рисунков, обложек книг, комиксов, реклам, керамики и эскизов, но всю жизнь он жил в полной нищете и умер, будучи глубоко больным пациентом психиатрической клиники. К слову, в оригинале биографический фильм Шарпа называется «Электрическая жизнь Луиса Уэйна» — оказывается, художник верил, что все в мире – от отношений между людьми до политических катаклизмов происходит благодаря электричеству (привет, сторонникам теории заговоров и верующим во вред 5G). Он объяснял этим все процессы. 

retro-xorror-edgara-rajta,-novyj-film-uesa-andersona-i-kotiki (3).jpg
Кадр из фильма

Пожалуй, стоит немного рассказать о художнике (внимание — нещадно спойлерить в байопиках не возбраняется). Луис Уэйн родился в многодетной семье, которую вынужден был содержать, но получалось это у него с переменным успехом. Все свое рабочее время Уэйн хотел рисовать животных, а за такое платили мало или вовсе оставляли без гонораров. Он кое-как женился и это стало для него одновременно самым большим счастьем, (ведь именно тогда он стали рисовать своих котиков) и несчастьем (сохраним хоть здесь интригу). К концу жизни у Уэйна обнаружили наследственное психическое заболевание, и он был помещен в самую дешевую лечебницу и лишь благодаря вмешательству писателя Герберта Уэллса и премьер-министра, иллюстратора перевели в учреждение получше — в Хартфордшире с прекрасным садом. Там он прожил оставшиеся годы, рисуя кошек из местного питомника и оставив там сотни рисунков, которые до сих пор изучают не только искусствоведы, но и психиатры.

Так, стоит ли смотреть «Кошачьи миры Луиса Уэйна»? Стоит. Как минимум, по двум причинам, во-первых, чтобы увидеть новые актерские краски Бенедикта Камбербэтча, он будто бы коллекционирует для своей фильмографии образы странных гениев и это у него всегда получается. К тому же в дуэте с Фой он раскрывается со своей лиричной стороны. Кроме того, в фильме даже в эпизодах можно встретить известных актеров, например: Оливию Колман и Тайку Вайтити

Вторая причина посмотреть кино – это увидеть странный мир художника и бессребреника, Уэйн кто-то вроде нашего художника-авангардиста Сергея Калмыкова, который тоже страдал психическим заболеванием и умер в лечебнице. Только кино о нем вряд ли кто когда снимет. Ну и третий повод погрузиться в историю иллюстратора – это то, что фильм ничто иное как напоминание о важности финансовой грамотности и собственной аккуратности в отношении своих авторских прав. Пример Уэйна, который всю жизнь работал, создал особый стиль и остался при этом без гроша, пугает. А что касается его прекрасных котиков, которых к финалу будет особенно много, то они станут небольшой компенсацией за потраченное время.

Читайте также