Инфляционная зависимость от мировых рынков
В условиях интеграции экономики Казахстана и, в первую очередь, финансового сектора страны в мировую экономику сильное воздействие на уровень инфляции, кроме внутренних факторов, оказывают и внешние факторы. Преодоление существующих проблем и возможный рост экономики в далеких от нашей страны США может привести, в конечном счете, к снижению уровня инфляции и в Казахстане.
Инфляционный противовес
Согласно последнему отчету Национального банка Казахстана, в мае годовая инфляция в стране составила 19,5%. Однако в настоящий момент вряд ли кто-либо из казахстанцев склонен верить этой цифре. Темпы роста инфляции, которые на самом деле сложились в представлении жителей страны исходя из сегодняшних рыночных реалий, явно опережают официальные данные.
Для того чтобы понять, почему имеет место такое несоответствие, необходимо разобраться в сути понятия «инфляция». Известно, что индекс инфляции — это показатель роста цен, или показатель обесценивания денег. Но цены бывают как розничные, так и цены производителей продукции. Соответственно, различают индекс цен производителей PPI (Producer Price Index) и индекс потребительских цен CPI (Consumer Price Index). CPI — это главный показатель инфляции. В Европе CPI обозначается как HICP (Har¬mo¬nized Index of Consumer Prices).
При анализе инфляции, как правило, основное внимание обращается на цены часто покупаемых товаров. К ним в основном относятся продовольствие и бензин. Они хорошо запоминаются, и их часто сравнивают с уровнем цен за предыдущие периоды.
Но цены других товаров меняются с разной скоростью и в разных направлениях. Например, цены на электротехнику, мебель, текстиль, телекоммуникации и автомобили постоянно снижаются. Но их мы не приобретаем каждый день.
А рост цен на продовольствие и бензин опережает рост цен на другие товары. Поэтому каждый индекс инфляции по этим признакам делят на две части: «общую» и «стержневую» (англ. Core), т.е. без учета цен на энергоносители и продовольствие. Когда повышается «общий» индекс, говорят, что это первичный эффект инфляции, а повышение Core — это уже вторичный эффект. Как известно, в Казахстане в последнее время упали цены на жилье, автомашины, кроме того, постоянно снижаются цены на товары длительного пользования. Здесь можно сказать, что имеют место дефляционные явления.
Такой противовес и формирует «общий» индекс потребительских цен в 19,5% годовых, который в глазах населения является заниженным.
Инфляция бьет избирательно
Относительно влияния инфляции непосредственно на наши расходы надо отметить, что расходы разных слоев общества растут по-разному. Больше всех страдает часть населения с низкой покупательной способностью, так как львиная доля их расходов состоит из продовольствия, а доходы у них — без запаса прочности.
Следующий среди пострадавших от высокой инфляции — это средний класс, так как представители этого слоя населения в основном являются покупателями дорогого бензина. В их расходах доля продовольствия сравнительно ниже, и они в основном являются покупателями товаров длительного пользования.
Та часть населения, которых можно отнести к богатым, пострадала от инфляции в наименьшей степени, так как вышеуказанные статьи составляют очень малую часть их расходов. Более того, они потенциально в выигрыше от падения цен на недвижимость, так как в свете сокращения кредитования среднего класса в основном теперь они являются их покупателями.
Спекулятивные сделки дают толчок росту цен
Что касается динамики роста показателей инфляции, то, как показано на графике №3, после начала кризисных явлений в строительном секторе они росли так стремительно, что PPI достиг 31%. Сильный рост этого показателя по сравнению с CPI связан с тем, что на фоне общего роста цен снижение потребительских расходов ограничивает рост CPI. Это сужает прибыль как производственного сектора, так и сектора услуг, что в конечном счете выливается в общее снижение деловой активности в Казахстане.
Такой скачок инфляции в Казахстане можно объяснить воздействием трех наиболее существенных факторов:
первый фактор — это рост мировой экономики и, соответственно, рост цен на продовольствие и энергоносители;
второй — это монетарная составляющая, т.е. импорт инфляции в Казахстан посредством политики дешевого доллара;
и третий фактор — это спекулятивное движение капитала. Воздействие третьего фактора на самом деле является наиболее сильным в текущем плане. Федеральная резервная система (ФРС) США, уменьшая процентные ставки, тем самым уменьшала доходность американских финансовых инструментов. Номинальные процентные ставки в США (2%) находятся ниже уровня инфляции, поэтому считается, что доходность отрицательная.
Следствием было то, что инвесторы в спешке выводили свои средства из американ¬ских финансовых инструментов. В это время падал и доллар, и фондовый рынок, также уменьшался и поток денег на рынке государственных облигаций. У спекулянтов была проблема альтернативного вложения денег. Здоровым и перспективным оставался только товарный рынок. Вот туда и хлынул спекулятивный капитал. Сегодня, когда цена на сырую нефть превысила 130 долларов за баррель, по информации одного из биржевых репортеров, из 23 фьючерсов на поставку нефти исполняется в среднем один, остальное — это спекулятивные сделки. Потому в Персидском заливе в последнее время находится множество загруженных нефтью танкеров, на которые не могут найти покупателей. С этим явлением в значительной степени связан и небывалый рост цен на золото, металлы и продовольствие.
Импортированная из внешних рынков
Попытаемся отследить влияние инфляции в макроэкономическом аспекте. Экономика каждой страны развивается циклично, т.е. синусоидообразно. Эти циклы призван контролировать центральный банк страны. Основная функция центробанков — это сохранение ценовой стабильности и экономического роста, т.е. регулирование инфляции. При подъеме экономики, когда растет деловая активность, увеличиваются частные и корпоративные доходы, растут инвестиции в экономику.
Надо сказать, что объем товаров и объем денег связаны не напрямую, а через скорость оборота денежной массы в системе. Значит, увеличивается скорость оборота денег. Можно также сказать, что увеличивается денежная масса. Как известно, это вызывает рост цен, т.е. рост инфляции.
Поэтому центробанк той или иной страны поднимает номинальную ставку, в результате чего деньги становятся дороже и экономика страны начинает уменьшать обороты роста. А при повышении процентных ставок растет доходность финансовых инструментов. Это привлекает инвесторов со всего мира и растет поток инвестиционного капитала в страну. Растет спрос на национальную валюту, что приводит к повышению ее обменного курса.
При спаде экономики центробанк понижает ставки, вследствие чего падает курс национальной валюты. Вот поэтому изменение процент¬ной ставки и совпадает с экономическим циклом.
Таким образом, центральному банку всегда приходится, образно говоря, выруливать, с одной стороны, между экономическим ростом, а с другой — инфляционным эффектом, при этом процент¬ные ставки служат акселератором для их регулирования.
На данный момент экономика Америки находится на дне воображаемой синусоиды. Экономика же Казахстана летом прошлого года показала пик, а на данный момент движется в нисходящем направлении. Доказательством тому служит ощутимое сокращение потребитель¬ских расходов во всех сферах экономики. А это, как изве¬ст¬но, главный драйвер экономического роста. Высокий уровень инфляции в Казахстане особенно вреден тем, что он сгенерирован не внутренним ростом экономики, а импортирован из внешних рынков.
Влияние Национального банка неэффективно
Сегодня при растущих ценах сложилась такая ситуация, когда центральные банки влияют только на монетарную составляющую роста цен. На основную же часть этого роста они никак не могут повлиять. Во-первых, потому, что этот рост вызван глобальным ростом спроса и движением международного спекулятивного капитала. Во-вторых, потому, что изменение процентных ставок влияет только на общий индекс цен, а внутри индекса, как уже было отмечено, цены двигаются в разных направлениях. Некоторые цены вообще игнорируют влияние монетарной политики.
На примере Национального банка (НБ) Казахстана можно сказать, что текущий уровень процентной ставки рефинансирования в 11% довольно высок и на самом деле является своего рода ограничителем экономического роста. По мнению же самого НБ Казахстана, этот уровень процентной ставки на фоне высокого ценового индекса находится на приемлемом уровне.
С другой стороны, данный уровень ставок дееспособен в той степени, в какой коммерческие банки Казахстана пользуются ресурсами НБ. Общеизвестно, что БВУ Казахстана используют эти ресурсы в незначительной степени. Поэтому можно сделать вывод, что данная ставка бессильна в плане регулирования уровня экономического роста и ограничения инфляционного давления. В реалии НБ Казахстана, скорее всего, приходится только строить догадки, как поведут себя цены, на движение, которых он не может оказать действенного и эффективного воздействия.
Временная защита от инфляционного давления
Интересно, как может повлиять обменный курс валюты на инфляцию. На фоне стремительного роста цен на бензин в Америке в Европе они не очень уж сильно выросли. Но обе страны по одной цене закупают сырую нефть. Такой эффект достигается тем, что рост курса евро оказал сдерживающий эффект на рост долларовых цен на нефть. Это относится и к другим валютам, таким как швейцарский франк, шведская и норвежская крона, фунт стерлингов и др. Следовательно, если энергоносители и продовольствие на биржах торгуются в долларах, то перерасчет в евро будет вызывать меньшее инфляционное давление. В этом и кроется причина более низкого, чем в Америке, уровня инфляции в Европе.
На графиках 1 и 2 видна меньшая динамика роста инфляции в Европе по сравнению с США. Но, как известно, ФРС остановила снижение процентной ставки в США. В первых числах июня председатель ФРС Бен Бернанке заявил, что инфляционные опасения выросли, и текущие уровни ставок являются достаточными для обеспечения умеренного роста экономики США. Это означает, что в будущем доллар США будет укрепляться против евро. Но при высоких ценах на нефть снижение курса евро в Европе будет вызывать стремительное подорожание бензина в эквиваленте евро. То же самое относится и к продовольствию. А это означает усиление инфляции.
На этом фоне ЕЦБ (Европейский центральный банк) логически обязан поднимать учетную ставку. Он, скорее всего, пойдет на такие шаги, несмотря на то, что текущий уровень и так находится на 4%, и дальнейшее ужесточение монетарной политики можно было бы считать ударом в спину и без того пошатнувшейся экономике Еврозоны.
Поэтому можно признать закономерным заявление председателя ЕЦБ Жана Клода Трише на состоявшейся 5 июня пресс-конференции. Он заявил, что риски ценовой стабильности возросли, рост зарплат тоже представляет собой риск инфляции и отметил, что в июне не исключено повышение ставки. Это была классическая вербальная интервенция в поддержу курса евро.
Параллельно Американский индекс занятости, не оправдав прогнозы аналитиков, прибавил восходящий импульс паре. В результате курс EUR/USD укрепился до 300 пунктов, закрыв неделю на уровне 1,5777, но при этом сохранив импульс для дальнейшего роста. Это дает временную защиту от усиления инфляционного давления. На падение курса доллара сразу же среагировала цена на нефть на Nymex, которая поднялась выше 134 долларов за баррель. Что касается курса EUR/USD, по мнению аналитиков, он вряд ли способен подняться выше отметки 1,6. Так что экспортеры и импортеры риск изменения валютных курсов могут учитывать пока только до этого уровня. Что касается тенге, так как его курс падает вместе с долларом, для сглаживания инфляционных явлений более выгоден импорт из стран, чьи валюты тоже привязаны к доллару или укреплялись умеренно.
Доходность американских активов и инфляция в Казахстане
Единственный путь для сокращения монетарной и спекулятивной составляющей мировой инфляции — это обеспечение экономического роста в США, который приведет к росту доходности американских активов. Тогда инвесторы начнут вывод средств из товарных рынков в пользу американских финансовых инструментов и, как следствие, — мировые цены будут снижаться. В случае спада цен на энергоносители выращивание культур для производства этанола станет нерентабельным, в результате чего высвободятся необходимые площади под продовольственные культуры. Вследствие этого произойдет снижение цен на продовольствие. Спад цен на продовольствие и энергоносители означает снижение мирового инфляционного давления.
В Казахстане сокращение инфляции будет вызывать рост потребительских расходов, рост корпоративной прибыли и нового тренда роста всех отраслей экономики.