Как влияет бизнес на сохранение биоразнообразия Казахстана
О том, как компании могут помочь сохранить природу или же минимизировать собственное влияние на нее рассказали эксперты на встрече на тему «Бизнес и биоразнообразие».
«Эффективная работа в природоохранной сфере и устойчивое использование природных ресурсов возможно только при постоянном взаимодействии всех заинтересованных сторон и опыт показывает, когда государство, корпоративный сектор, общественные организации вместе идут на достижение природоохранных целей, то получается очень хороший результат. Наша ассоциация работает в Казахстане уже 15 лет и за это время мы выполнили более 200 природоохранных проектов разной направленности с фокусом на изучение и сохранение редких, исчезающих видов животных, работаем над сохранением значимых экосистем», — отметила исполнительный директор казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Вера Воронкова.
С бизнесом, по мнению ассоциации, перспективна работа в нескольких областях: возможность проведения регулярных исследований и природоохранных действий по сохранению биоразнообразия в целом и некоторым отдельным видам в частности, ландшафтное планирование и пространственный анализ (для планирования экологических коридоров, изучения влияния развития, в том числе добычи полезных ископаемых, оценки и управления рисками), научная поддержка восстановления карьеров (для повышения ценности отвалов).
Бизнес же получает ряд выгод от совместного сотрудничества.
«Бизнес получает знания и данные для идентификации и сохранения чувствительных территорий, что соответствует выполнению природоохранного законодательства и соответствует ожиданиям инвесторов. Как правило, крупные международные финансовые институты выдвигают очень жесткие требования к охране окружающей среды. Бизнес получает возможности для выполнения природоохранных целей и задач до того, как они превращаются в проблемы», — рассказал директор по науке казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Сергей Скляренко.
Один из самых крупных проектов, реализованный совместно с корпоративным сектором – проект по сохранению и изучению сайгака, выполнявшийся совместно с Каспийским трубопроводным консорциумом (Caspian Pipeline Consortium-Kazakhstan). Меньшего масштаба — проекты по волку, степному орлу, редких видам Актюбинской области, поддержка работ по лошади Пржевальского, кулану, снежному барсу, привлечение птиц в горные леса (ERG — ССГПО, КазХром, ТрансКом), изучение и сохранение снежного барса (Carlsberg Kazakhstan). Не большая, но очень интересная работа с Air Astana – консалтинговая работа по определению останков птиц после столкновения с самолетами.
По его словам, даже для МСБ, безусловно есть место для участия в проектах. К тому же, ежегодно становится все больше компаний, которые работают с пониманием своей социальной и природоохранной ответственности.
«Речь может идти не о десятках миллионов тенге, а о нескольких десятках тысяч тенге. Кроме того, компании могут участвовать, не только давая деньги, но и «натурой» — быть волонтерами, есть несколько примеров совместной деятельности», — считает Сергей Скляренко.
Еще одна организация, помогающая реализовывать проекты по сохранению природы — фонд сохранения биоразнообразия Казахстана.
«У нас самый большой проект – на сухом дне Аральского моря высаживаем саксаул. Лесная служба Кореи выделила деньги, в прошлом году было посажено 5 тыс. га и в этом году будет засажено еще 5 тыс. га – в целом будет высажен 1 млн. 820 тыс. саженцев», — директор фонда сохранения биоразнообразия Казахстана Асылхан Асылбеков.
Пример бережного отношения бизнеса к природе привели в КТК.
«В компании действует политика в области охраны окружающей среды. Всего с 2002 года по КТК перекачано более 500 млн тонн нефти – целое месторождение. Мы используем прогрессивные технологии – выносное устройство, которое на 8 км выноситься от терминала в море, что обеспечивает возможность налива танкера даже при 5-бальном волнении. Системы оборудованы специальными шлангами, при потере целостности которых в доли секунд происходит блокирование (подачи нефти). В результате использования морского терминала, риски загрязнения моря отсутствую, восстановилась фауна, водится рыба», — привел пример заместитель генерального директора по связям с правительством АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Казахстан» Кайргельды Кабылдин.