Месяц должны продержаться

Опубликовано
Нацбанк продолжит внедрять нормативы Базеля III

Такие цели определил регулятор в Прогнозе социально-экономического развития Казахстана на 2020–2024 годы. Ожидается, что коэффициент покрытия ликвидности для банков будет повышен до 100% уже к 2022 году.

«Планируется поэтапное увеличение коэффициента покрытия ликвидности (LCR) до 100% к 2022 году. Коэффициент нетто стабильного фондирования (NSFR) установлен на уровне 100% с 1 января 2019 года», – сообщила пресс-служба регулятора в официальном ответе на запрос «Курсива».

Коэффициент покрытия краткосрочной ликвидности (Liquidity coverage ratio, LCR) показывает, какой объем высоколиквидных активов должен иметь в своем распоряжении банк, чтобы перекрыть возможный повышенный (неплановый) отток денег из банка на протяжении одного месяца. Эти средства должны обеспечить банку подушку безопасности в случае возникновения форс-мажорных ситуаций.

«Считается, что с ликвидностью у банковского сектора в Казахстане все хорошо. Но дьявол кроется в деталях. Полагаю, хорошо только у трех-четырех крупных БВУ, у остальных есть свои проблемы. Они и вызывают беспокойство у надзорного органа», – поделился сомнениями экономист Алмаз Чукин.

Более деликатно, но то же мнение в интервью «Курсиву» высказал вице-президент, старший аналитик группы оценки финансовых институтов Moody’s Владлен Кузнецов: «Ужесточение регулирования сектора – это позитивный момент. Если полагаться на такой показатель, как отношение ликвидных активов к совокупным активам, ситуация с ликвидностью банковского сектора выглядит хорошо, но это усредненные показатели, и в отдельных финансовых организациях могут быть проблемы с ликвидностью».
 
Предусмотренный Базельским стандартом норматив LCR должен обеспечить у банков такой уровень ликвидности, которого бы хватило для полного и своевременного выполнения обязательств в течение 30 дней стрессового периода, то есть в условиях, когда клиенты изымают свои средства и отказываются пролонгировать заключенные ранее депозитные договоры.

«Иногда стресс-сценарии случаются не по вине банкиров. Лет пять назад из-за необоснованных слухов люди побежали массово снимать деньги из одного стабильного банка. Разумеется, банку понадобились средства, и тогда Нацбанк хорошо сработал: им грузовиками отправляли наличные и за несколько дней потушили пожар», – напомнил Чукин.
 
Согласно отчету регулятора, объем банковских депозитов в Нацбанке в августе снизился до 457,8 млрд тенге, в том числе объем ликвидности, изымаемой посредством депозитных аукционов, – до 296,4 млрд. Глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова напомнила классификацию высококачественных ликвидных активов: «К ним относятся наличность, средства в Центральном банке и ценные бумаги, которые можно быстро конвертировать в наличные в кризисных условиях, потому что их стоимость определяется прозрачно на активном рынке и не претерпевает значительных колебаний».

Требования к LCR в Казахстане будут поэтапно ужесточаться до 100% к 2022 году. «Для чего Нацбанк ужесточает меры регулирования? По нашему мнению, он хочет устранить дисбаланс в системе: в крупнейших банках имеется достаточная ликвидность, а в некоторых более мелких банках могут быть вопросы к уровню ликвидности, в том числе из-за высокой концентрации депозитной базы», – считает Кузнецов.
 
Что касается коэффициента нетто стабильного фондирования (Net stable funding ratio, NSFR), то он предполагает привлечение постоянных источников фондирования с временным горизонтом в один год. 

По словам Кузнецова, такое внимание к деталям обусловлено тем, что проблемы даже одного небольшого банка могут негативно повлиять на всю систему. «Важный вопрос – это доверие к банкам. Если корпоративные или розничные клиенты видят дефолты банков, это вызывает недоверие ко всему банковскому сектору», – объяснил эксперт. Впрочем, по его словам, пока в стране нет предпосылок к дефолту или банкротству кредитных организаций. «Господдержка банков дала свои плоды. Мы видим, что система начала немного двигаться и развиваться, в отличие от того, что мы наблюдали в 2016–2017 годах», – заключил вице-президент Moody’s. 

Базель III – документ Базельского комитета по банковскому надзору, содержащий методические рекомендации в области банковского регулирования. Третья часть Базельского соглашения была разработана в ответ на недостатки в финансовом регулировании, выявленные кризисом 2008–2009 годов. Базель III усиливает требования к капиталу банков и вводит новые пруденциальные нормативы по ликвидности. Главной целью Базеля III является повышение качества управления рисками в банках, что должно укрепить стабильность финансовой системы в целом. Переход на Базель III изначально был намечен на 2012–2019 годы. Впоследствии срок окончательного перехода был перенесен на 2022 год.

Читайте также