«Фантастические твари»: зоопарк в чемодане
Когда на экране среди туч под до боли знакомые аккорды появляется мрачная эмблема Warner Brothers, ты понимаешь, что вот прямо сейчас окажешься на перемещающихся лестницах самой лучшей в мире школы чародейства и волшебства Хогвартс… Однако на этот раз мы перенесемся в прошлое. Итак, до рождения Мальчика, который выжил еще более полувека…
На дворе 1926 год. На американскую землю ступает рассеянный взъерошенный англичанин Ньют Саламандер (Эдди Редмэйн) с потрепанным чемоданом, из которого все время норовит что-то выбраться.
В Нью-Йорке же жизнь бьет ключом: волшебники скрываются от маглов (то есть, простите – не магов, так их зовут в Америке), нечто невообразимое и неопознанное разрушает дома горожан, некие фанатики требуют разоблачить ведьм и колдунов и устроить «второй Салем». Впрочем, Ньюта это никоим образом не касается – он здесь исключительно по своим зоологическим делам. Да и вообще, общительность – не его конек. В наше время господина Саламандера назвали бы социопатом, а тогда – англичанин, он англичанин и есть.
Но фатум не интересуется чаяниями ни людей, ни волшебников. Ньют оказывается в неправильное время в неправильном месте. Теперь в компании рабочего консервного завода Джейкоба (Дэн Фоглер), магла, разумеется, бывшего мракоборца (мракоборки?) Тины (Кэтрин Уотерстон) и ее сестрички Куини ( Элисон Судол) ему предстоит поймать сбежавших зверей, а также того, кто творит беспорядки в городе и спасти магов Нью-Йорка от разоблачения.
Надо сказать, «Фантастические твари» — это первый фильм, сценарий которого написан самой Джоан Роулинг. Зато в кресле режиссера оказался Дэвид Йейтс, который снял последние 4 фильма франшизы «Гарри Поттер». Откровенно говоря, были опасения, что фильм получится таким же мрачным и безысходным, как последние части потерианы, но то ли сработал тот факт, что госпожа Роулинг выступила в качестве сценаристки, то ли сам Йейтс был в ином настроении, а может и история навеяла… Но фильм получился невероятно красивым, чарующе готичным, ярким, живым и остроумным.
Но самое главное, Роулинг не стала делать из главного героя избранного, которому, подобно тому же Гарри Поттеру, предстоит спасти мир. Нет. Ньют – самый обычный ученый, которого когда-то отчислили из Хогвартса, несмотря на заступничество Альбуса Дамблдора. Кстати, это единственно упоминание знаменитых имен из поттерианы, за исключением, разумеется самого господина Саламандера, по учебнику которого Гарри будет учиться спустя много лет.
Во вселенной Гарри Поттера труд Ньюта Саламандера «Фантастические твари и где они обитают» был опубликован в 1927 году. Он стал бестселлером и был включен в программу обучения в школе чародейства и волшебства «Хогвартс». К середине 1990-х, в период, когда разворачивается действие романов о Гарри Поттере, вышло уже 52-е издание книги. Заслуги Саламандера, в частности, отмечены тем, что в серии сладостей «Шоколадные лягушки» есть карточка с его изображением.
Так вот, Ньют – невероятно добр. Он искренне переживает за своих подопечных, да и в Америку приехал исключительно для того, чтобы вернуть в родные места одного из своих питомцев. Да и в местные дрязги он ввязывается исключительно ради того, чтобы защитить их. Он не выглядит как герой, не ведет себя как герой и не стремиться быть героем. И это подкупает.
Авторам удалось просто в идеальной пропорции выдержать баланс веселья и трагизма. Застенки конгресса, допросы, теракты неизвестных темных сил, мрачные фанатики, интриги чередуются со сценами, собственно, с магическим зверьем, которые просто пронизаны атмосферой восторга. Порой уморительно смешны, а порой зашкаливающе «ми-мишны».
Что касается сыгравшего Ньюта Эдди Редмэйна, то он выложился по полной. Даже, когда его персонаж ничего не говорит, Эдди продолжает играть позами, движениями глаз, мимикой… Великолепная актерская работа, не симпатизировать его Ньюту невозможно.
Просто невероятный образ создал и Дэн Фоглер. Его Джейкоб Ковальски – невероятно обаятелен и харизматичен. При этом он вовсе не мачо. И если поначалу не совсем понятно, что в нем нашла потрясающая блондинка Куини, то к концу фильма этого вопроса даже не возникает.
Впрочем, если вы не поклонник всяких магических штучек и вас совершенно не трогают приключения нюхля, то можно развлечь себя поиском аллюзий на нынешнюю политическую обстановку. Если присмотреться, то сразу становится понятно, что работая над сценарием, Джоан Роулинг не отставала от событий мира.
Кстати, президент магического конгресса – да здравствует политкорректность! – молодая чернокожая женщина Серафина, которая очень не любит извиняться, да и вообще признавать собственные недоработки (что-то вроде: «спасибо, вы нам помогли, но чтобы через полчаса духу вашего тут не было… и я не забыла, что вы сбежали из-под ареста и не важно, что неправомерного»).
И все же больше всего в этой истории покоряет то, что не оставив, казалось бы, ничего знакомого (другой континент, другие герои, другие правила), Роулинг и Йейтсу удалось сохранить ту самую атмосферу, которая была в фильмах о Гарри Поттере. Да, другой город, другой материк, другие люди, но ты просто чувствуешь, что это тот самый мир, где спустя более чем полвека родиться Мальчик, который выжил.