Прокуратура обещает «копать» только по делу
Генеральная прокуратура обещает изменить работу правоохранительной системы. На пленарном заседании мажилиса в среду генеральный прокурор Жакип Асанов представил пакет поправок в законодательство по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности.
"На открытии сессии (парламента) глава государства подверг жесткой критике нас, сказал, что дело заводим по одному факту, но ничего не найдя начинают "копать" везде. Оно так и есть. Эта практика будет прекращена посредством данного законопроекта. Теперь следствие будет только по тому факту, по которому начато дело", — сказал Жакип Асанов.
Одно из ключевых новшеств законопроекта — сокращение срока задержания подозреваемых с 72 до 48 часов, для несовершеннолетних — до 24 часов. Генпрокурор пояснил, что это "не просто механическое сокращение срока". "Тут есть глубокий смысл. Больше не будет так, что человека задержали, а мы ходим руки в брюки, тратим драгоценные часы, а человек сидит. Следователь должен будет быстро собрать доказательства и убедить прокурора в виновности подозреваемого. И если прокуратура согласится, то он уже просит у суда санкцию на арест. Это все должно быть завершено за 48 часов", — заявил он.
За ряд преступлений, таких как терроризм, экстремизм, особо тяжкие преступления, срок задержания останется прежним — 72 часа. Но при этом предлагается по некоторым видам преступлений вообще отказаться от задержания.
"Предлагаем в ходе расследования не брать под стражу за экономические преступления. Опасности для общества здесь нет. Наоборот, находясь на свободе, они могут вести свой бизнес и сохранятся рабочие места.
Задержание останется за рейдерство, подделку денег, преступление в составе ОПГ, так как есть риск, это ведь не бизнес", — объяснил Асанов.
Генпрокурор также отметил, что будет проведена цифровизация уголовного процесса, при которой следствие перейдет в электронный формат. "В 2018 году у нас в планах оцифровать весь уголовный процесс. Начиная с момента поступления заявления, охватив все следствие, судебные разбирательства и исполнение наказания. То есть, по каждому конкретному делу от начала уголовного расследования досудебного расследования, до выхода из колонии или отбытия наказания", — пояснил Асанов.
"У нас есть такая болезнь — мы чувствуем себя хозяевами каждого уголовного дела, решаем судьбы людей. Благодаря цифровизации уголовного процесса мы избавимся от этой болезни, уменьшится коррупция. (…) В первую очередь, цифровой формат установит дисциплину в уголовном процессе, поменяем сознание наших сотрудников. У нас появится возможность завоевать доверие общества. Я в этом уверен", — убежден генпрокурор.
Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, законы "Об оперативно-розыскной деятельности", "О прокуратуре" депутаты мажилиса одобрили в двух чтениях. Согласно законотворческой процедуре, проект закона передан на рассмотрение в сенат.