Пандемия увеличила разрыв между доходами прибыльных и убыточных компаний
Компании, которые встретили кризис COVID-19 в фазе роста, продолжают расти, в то время как предприятия, которые терпели убытки до пандемии, стали терять еще больше. Об этом говорится в отчете McKinsey The great acceleration.
Авторы отчета использовали изменения рыночной капитализации крупнейших в мире компаний для расчета долгосрочной прибыли. Выборка состояла более чем из 2500 компаний.
«Подобно тому, как землетрясение приводит к внезапному высвобождению сдерживающей силы, экономический шок, вызванный пандемией, ускорил и усилил тенденции, которые уже имели место. Результатом является резкое увеличение разрыва между верхними и нижними точками кривой экономической прибыли – победителями и проигравшими в глобальной гонке корпоративных результатов», – отмечается в отчете.
Так, в период с декабря 2018 года по май 2020 года верхний квинтиль (пятая часть) крупнейших компаний увеличила совокупную годовую прибыль на $335 млрд, в то время как компании нижнего квинтиля потеряли $303 млрд.
По данным отчета, лидирующие позиции удерживают такие отрасли, как производство полупроводников, фармацевтика, продукты личной гигиены, программное обеспечение и комплектующие, а также медиа. В число секторов со средней эффективностью вошли телекоммуникации, медицинское оборудование, продукты питания, ретейл, профессиональные услуги, автомобили и другие. Самыми низкоэффективными оказались товары промышленного назначения, страхование, банки, финансовые и коммунальные услуги и энергетика.
«И хотя конкретные цифры могут колебаться изо дня в день, более масштабная тенденция безошибочна: разрыв увеличивается, и он быстро увеличивается. Эта модель стала очевидной с 2010 года. Теперь пандемия COVID-19 выводит ее на совершенно новый уровень», – считают аналитики McKinsey.
При этом эксперты не наблюдают значительных перестановок в отраслях и компаниях вдоль кривой власти, как это было во время мирового финансового кризиса, когда компании в секторах электроники, энергетики и финансовых услуг потеряли свои исторические пики.
«Скорее, отрасли и компании, которые начинали на вершине кривой до этого кризиса, оказываются устойчивыми, в то время как те, которые были на дне, несут наибольшие потери», – отмечают аналитики.
Дело не только в пандемии
Увеличивающийся разрыв между теми, кто находится сверху и снизу, объясняется не только характером этой пандемии и последовавшим сдвигом спроса, утверждается в отчете.
«Хотя это действительно сыграло свою роль, это не полная история. То, что мы видим – это значительное ускорение тенденций, которые существовали до кризиса. Например, объем онлайн-доставки за восемь недель увеличился на столько же, сколько за все предыдущее десятилетие. Всего за 15 дней телемедицина выросла в 10 раз. Подобные схемы ускорения можно увидеть в онлайн-образовании и удаленной работе, и это лишь некоторые области. Все эти тенденции были ясны до кризиса и были усилены им», – отмечают авторы исследования.
Компании с устойчивыми, готовыми к будущему бизнес-моделями, способными следовать этим тенденциям, отошли от своих отраслевых аналогов, в то время как компании с унаследованными бизнес-моделями по большей части отстали.
Так, например, медиа-компании с потоковыми услугами превзошли своих традиционных спутниковых аналогов, а поставщики наборов для еды получили выгоду от ускоренной тенденции к здоровой домашней кухне.
Призыв к действию
Аналитики McKinsey обращают внимание на уникальную возможность воспользоваться кризисом для того, чтобы предпринять большие стратегические шаги.
«Во времена кризиса … лидеры часто находятся в военно-командном режиме, а докризисные бюджеты устарели. Ресурсы легче перераспределять, когда никого не нужно убеждать в необходимости быстрого реагирования и когда цели, поставленные до кризиса, больше не применимы. Думайте об этом как о большой «разморозке», – рекомендуют эксперты.
Компании верхнего квинтиля – те, чьи прибыли росли до кризиса и продолжают расти сейчас, активно используют мегатренды, ускоренные кризисом. Производители гигиенических товаров в следующем году планируют активно наращивать производственные мощности. Фармацевтические компании заново изобретают свои производственные и управленческие системы, чтобы удовлетворить растущий спрос. Высокотехнологичные игроки приобретают недостающие элементы своих будущих экосистем. Лидеры электронной коммерции высвобождают огромные сквозные расходы на инфраструктуру, емкости и даже расширение портфеля брендов. Аналитики McKinsey рекомендуют компаниям, находящимся в сильном положении, использовать этот импульс для расширения своего лидерства.
Для компаний со средней эффективностью нынешний кризис — это призыв к действию.
«Можете ли вы использовать разморозку вашей организации и ее ресурсы, чтобы прыгнуть в новые тенденции, чтобы добраться до вершины кривой прибыли? Мы видим, что компании в этой позиции агрессивно перераспределяют ресурсы для новых быстрорастущих предприятий. Например, некоторые дают полное представление о больших программах цифрового и аналитического преобразования, которые они выполняли медленнее в предпандемических условиях. Никогда не позволяйте кризису пропасть даром», – отмечают аналитики.
Для компаний, которые находятся в нижнем квинтиле по экономической прибыли или в отраслях, сталкивающихся со встречными ветрами, крайне важно не терять дальнейших позиций и начать восстанавливать динамику.
«Ваша стартовая позиция должна побуждать вас быть смелыми. Может потребоваться радикальная реструктуризация портфеля или отрасли, чтобы вы могли сократить растущий разрыв с лучшими игроками. Даже при снижении рыночной стоимости это может быть подходящее время для продажи нестратегических частей бизнеса. Компании, которые успешно преодолели финансовый кризис 2008–2009 годов, избавлялись от неэффективных предприятий на 10% быстрее, чем их коллеги. Сейчас есть покупатели, стремящиеся к выгодной сделке, и, если высвободившиеся средства будут использованы для того, чтобы переориентировать компанию на возможности роста, отдача от таких стратегических шагов может перевесить меньшие доходы от продажи», – отмечают эксперты.
Напомним, ранее McKinsey&Company опубликовала результаты июньского опроса руководителей крупных компаний из разных стран мира. Почти половина опрошенных ожидают сокращение численности рабочей силы в ближайшие полгода. Глобальные исследования, основанные на деловых настроениях руководителей производственных компаний, McKinsey проводит регулярно для определения перспектив дальнейших экономических условий. В июне данный опрос охватил более двух тысяч бизнес-менеджеров из разных отраслей и регионов. Выбор был сделан на основе вклада стран в мировой ВВП.
Итоги показали мрачную картину последнего кризиса COVID-19 в большинстве развитых стран. Девять из десяти респондентов указывают на то, что экономика их государств пострадала гораздо сильнее, чем после кризиса 2008 года. Экономические условия для ведения бизнеса ухудшились.