Выборы с неясным прогнозом
Кандидат от демократической партии Барак Хусейн Обама победил на президентских выборах в США, став первым в американской истории афроамериканцем, выигравшим президентскую гонку. По данным exit polls телекомпаний CNN, NBC и «Фокс» Обама заручился поддержкой 297 выборщиков. Тогда как для победы кандидату необходимо получить 270 голосов выборщиков. Подсчет голосов продолжается, но победа Обамы уже неоспорима. Официальные результаты выборов обнародуют на специальной совместной сессии обеих палат конгресса США 6 января. Кандидат от республиканской партии Джон Сидни Маккейн признал поражение на выборах и поздравил своего соперника с избранием президентом страны.
Одновременно с выборами президента в США проходят выборы в Конгресс, и финал тут пока не ясен. Кто одержит верх: демократы или республиканцы? От этого также будет зависеть экономическая политика страны. Президент-демократ может ввести в практику некоторые положения республиканской экономической программы, равно как и наоборот: президент-республиканец будет вынужден действовать «по-демократически».
За все время существования США президентом этой страны практически никогда не становился не англосакс. Исключения были, но весьма «специфического» характера. Так, шотландец по фамилии Мак-Кинли убит на втором сроке президентства. Ирландец Кеннеди, знаменитый JFK, убит на третьем году президентства. При таком раскладе неудивительно, что многие комментаторы и в самих США, и, например, в России, уже предрекают Обаме скорую гибель — по разным причинам.
Впрочем, кто бы ни стал президентом, он сразу же будет вынужден столкнуться с серьезными проблемами, так как экономическое наследие президентства Джорджа Буша весьма печально. Бюджетный дефицит в 2009 финансовом году, который начнется 1 октября, достигнет рекордных $490 млрд. В феврале Белый дом прогнозировал $407 млрд; прогноз на текущий финансовый год — $410 млрд. Рост дефицита будет отражать падение налоговых сборов из-за замедления экономического роста, расходы в рамках программы по стимулированию экономики (в этом году приступили к реализации пакета мер объемом $168 млрд.) и затраты на войну в Ираке и Афганистане.
Барак Обама характеризуется как человек с нетривиальными взглядами, обаятельный и открытый. Яркий оратор, сильный и в то же время лояльный лидер, умеющий принимать острые решения и не пасующий перед трудностями. Как политик, Обама характерен тем, что голосовал против войны США в Ираке, когда эта позиция еще не считалась такой правильной и популярной. Как положено, у Обамы есть свой рекламный слоган. Вначале это было слово Change — «Перемены», которое затем трансформировалось в Change you can believe in — «Перемены, в которые Вы можете верить». Правда, некоторые комментаторы отмечают, что Барак Обама близок (имеет собственного пастора — духовного отца) к «черной» расистской протестантской секте. Что, по большому счету, не скрывается. Так, почти все чернокожее население будет голосовать за него именно из-за цвета кожи.
При этом Обама старательно позиционирует себя как человека и политика, способного объединить различные слои американского общества, который выходит за рамки обычных партийных разногласий, жесткой идеологической поляризации между консерваторами и либералами, между сторонниками экономической свободы и государственного регулирования экономики. Несмотря на заявление Обамы о том, что Америке нужен президент-прагматик, а не президент-идеолог, большинству избирателей импонируют именно его идеи, а также то, что он может сломать установившуюся «прагматическую тенденцию» (см. диграмму).
Его экономическая программа несет явные следы идеологического эклектизма. Она страдает сразу и правым и левым уклоном, точнее, хромает сразу на обе ноги. Левые видят в его экономическом плане надежду на социальную справедливость и экономический рост, правые — угрозу, отмечая ее опасный (чреватый социальным взрывом черного населения) популизм и антипредпринимательские тенденции.
Основные положения экономической программы Обамы таковы:
Во-первых, вина за тяжелую ситуацию в экономике лежит исключительно на администрации Буша, которая действовала в интересах крупных корпораций и самых богатых американцев в ущерб представителям среднего класса. Обама полагает, что необходимо резко развернуть экономическую политику в направлении всесторонней поддержки среднего класса.
Во-вторых, в эпоху глобализации Америка теряет свою конкурентоспособность, что отражается, например, в практике переноса крупными корпорациями своих производств за пределы США. Обама считает, что правительству не следует бороться с глобализацией, ограждая страну тарифами и торговыми барьерами. Напротив, оно должно помочь бизнесу стать конкурентоспособным, поскольку бизнес не может с этим справиться сам.
В-третьих, предполагается борьба с лоббизмом со стороны крупных корпораций, перенаправление экономической политики в сторону поддержки среднего класса, то есть, в конечном счете, субсидирование одной общественной группы за счет других и создание новых дорогостоящих федеральных программ.
В-четвертых, Барак Обама призывает к удвоению федерального финансирования научных исследований в области энергетики, основанной на возобновляемых источниках энергии и новых, «зеленых», технологиях. Акцент на экологическую составляющую энергетической политики является для него крайне важным. Обама настаивает на том, что нынешнее поколение американцев может стать первым поколением, которое достигнет фактической энергетической безопасности, поднимет экономику и спасет планету от угрозы глобального потепления.
Правда, экономический план Обамы приведет к значительному увеличению государственных расходов. Так, ежегодно предполагается тратить $65 млрд на всеобщее медицинское страхование, $15 млрд на альтернативную энергию, $20 млрд на помощь домовладельцам, $60 млрд на национальную инфраструктуру, по $10 млрд на пособия студентам и чтобы предоставить каждому ребенку доступ к качественному раннему детскому образованию. Кроме того, предполагается охватить 12 миллионов нелегальных эмигрантов медицинской страховкой, субсидируемой из федерального правительства.
Деньги на новые государственные расходы должны найтись, во-первых, в результате повышения налогов на богатых; во-вторых, окончание войны в Ираке должно сэкономить большие средства из федерального бюджета; в-третьих, дополнительные доходы будут получены за счет обложения загрязнителей окружающей среды новыми налогами.
Так, план Обамы предполагает, что налоговые скидки должны получить порядка 150 миллионов работающих американцев. Помимо этого предполагается поднять налог на заработную плату для семей, зарабатывающих больше $250 тыс. в год, а пожилые люди с доходом меньше $50 тыс. в год вообще не будут платить никаких подоходных налогов.
Предложения Обамы вызвали волну критики. Отмечалось, что, увеличивая налоги для лиц с высоким доходом, Обама сокращает их мотивацию работать и брать на себя риск. Оппоненты Обамы указывают, что его подход полностью игнорирует стимулы для предпринимателей, интересы малого семейного бизнес и инвесторов.
Впрочем, сам Обама считает себя приверженцем свободного рынка. Он только обращает внимание критиков на то обстоятельство, что экономика вознаграждает американцев безотносительно их вклада в совокупное богатство. Обама считает, что бизнес должен быть социально ответственным.
Также предполагается ввести налог на сверхприбыль для нефтедобывающих компаний, подобный тому, что существовал при президенте Картере. Тогда, в 70-х, этот налог поставил американские нефтяные компании в невыгодное положение на рынке по сравнению с зарубежными конкурентами, остановил разведку энергетических ресурсов внутри страны и сделал США более зависимыми от зарубежных источников нефти и газа.
Оппоненты Обамы резонно интересуются его странным вниманием именно к нефтяным компаниям. Ведь нефтяные и газовые компании США в 2007 году получили $86,5 млрд прибыли, в то время как IT-компании — $103,4 млрд, розничная торговля — $137,5 млрд, а финансовые компании — $498,5 млрд. Такие претензии обоснованы, прежде всего тем, что ратующий за социальную справедливость Обама не может не знать, что почти две трети акций нефтяных компаний принадлежат паевым инвестиционным и пенсионным фондам. Это означает, что дополнительное налогообложение доходов нефтяного сектора ударит как раз по среднему классу и тем же членам профсоюзов, так как уменьшит поступления, например, на индивидуальные пенсионные счета.
Из сказанного нетрудно сделать вывод, что программа Барака Обамы — это типичная программа «демократа», которая, во-первых, поляризует, а не объединяет американское общество, а во-вторых, направлена почти исключительно на внутриамериканские проблемы. В этом ее отличие, кстати, от программы республиканца Джона Маккейна, которая была откровенно агрессивной и в большинстве своем концентрировалась на внешнеполитических аспектах. «Демократическая» платформа для многих государств мира предпочтительней: она дает им шанс на то, что Америка, наконец, сосредоточится на своих внутренних проблемах и не станет решать их за счет всего остального мира.