Как мировое сообщество стремится к глобальному цифровому регулированию
Кредитным учреждениям Беларуси могут позволить создавать, размещать, покупать, отчуждать и хранить токены через посредничество резидентов Парка высоких технологий (специальный налогово-правовой режим для развития ИТ-бизнеса). Белорусский регулятор надеется таким образом привлечь в страну дополнительные иностранные инвестиции. Инициатива властей этой страны неприемлема для ряда других государств, где запрещено использование криптовалют и их производных. Например, в Исландии, Непале, Боливии, Бангладеш, Эквадоре и других странах цифровые валюты находятся под запретом.
С одной стороны – государства с полным запретом криптовалют, с другой – страны, легализовавшие цифровые активы, а между ними существует большой пласт неопределившихся. Разность в подходах порождает различное регулирование, которое в итоге создает уникальное для каждой страны положение дел в цифровой экономике. Ведь цифровая экономика – это не только криптовалюты и блокчейн, а, в целом, экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и с производимыми и сбываемыми ими цифровыми товарами и услугами. Это одно из множества определений.
До сих пор в мире нет исчерпывающих глобальных рейтингов цифровизации стран, которые бы учитывали все аспекты digital-эволюции и показывали реальное положение дел в том или ином государстве. Одна из первых попыток была предпринята в прошлом году школой им. Флетчера при Университете Тафтса (Tufts University, США), которая в 2020 году выпустила исследование условий ведения цифрового бизнеса (Ease of Doing Digital Business, EDDB) в 42 странах.
Эксперты Университета Тафтса пришли к выводу, что цифровая деловая среда требует инвестиций, а также особого внимания на стратегическом уровне. К примеру, по данным Бюро экономического анализа Министерства торговли США, в течение 11 лет, вплоть до 2016 года, цифровая экономика в США росла почти в 4 раза быстрее экономики страны в целом.
Методология в рейтинге Университета Тафтса учитывает уровень ряда показателей – интернет-торговли, цифровых медиа, шеринговой экономики, высококвалифицированных фриланс-работников, доступности данных, цифровой и аналоговой инфраструктуры и индекса благоприятности условий ведения бизнеса от Всемирного банка. По версии исследователей, топ-10 стран с самыми развитыми цифровыми экономиками выглядит так: США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Япония, Австралия, Дания, Швейцария, Канада, Финляндия.
Разность подходов к оценке уровня развития региональных цифровых экономик привела к тому, что в мае 2020 года Международный союз электросвязи (МСЭ) обнародовал «Руководство по оценке цифровых навыков, комплексный и практический инструмент поэтапной оценки цифровых навыков на национальном уровне». В МСЭ считают, что этот документ поможет государствам определить объем имеющихся цифровых навыков; оценить спрос на эти навыки со стороны отраслей и других секторов экономик; определить пробелы в навыках и разработать политику для удовлетворения потребностей в цифровых навыках в будущем.
«Пандемия COVID-19 выявила огромные цифровые разрывы между странами и внутри стран, – сказал генеральный секретарь МСЭ Хоулинь Чжао. – Теперь больше, чем когда-либо, мы должны работать вне зависимости от границ и секторов, чтобы обеспечить людям во всем мире, в том числе нашей молодежи, наличие инструментов и навыков, которые им необходимы для ориентации в современной цифровой экономике и цифровом обществе и для успеха в них».
Руководство МСЭ состоит из пяти глав. В первой рассматривается работа по оценке цифровых навыков на национальном уровне, обсуждаются достоинства и недостатки инструментов оценки цифровых навыков, которые могут применяться для оценки на национальном уровне. Во второй главе представлен поэтапный подход к оценке уровня цифровых навыков. В третьей показан поэтапный подход к определению уровня потребностей в цифровых навыках в стране и выявлению несоответствий в навыках. В четвертой рассматриваются тенденции в области технологий и способы проведения тренировочных занятий по прогнозированию потребностей в цифровых навыках. И, наконец, в пятой главе содержатся резюме и выводы.
Таким образом, мировое сообщество вплотную подошло к первой попытке создания общих правил и принципов для гармоничного развития национальных цифровых экономик.