Но и про то, что было, помни, не забывай…
Ощущая повсеместный читательский голод на конкретные и точечные прогнозы в отношении цен на основные финансовые инструменты в 2009 году, не могу не предварить конкретику общей оценкой вероятной динамики финансовых рынков в наступившем году. Обойдусь в первом обзоре без лирики и сарказма, тем более что и того, и другого достаточно в шуточной версии прогноза Goldman Sachs, предлагаемого в этом же номере «Къ».
У рынка короткая память — это общеизвестно. Обусловлено это тем, что существенная часть инвестиционных объемов, приходящих на рынок, имеет краткосрочный характер. Это, в свою очередь, было обусловлено тем, что промежуточными временными отметками, на которых оценивались результаты трейдеров и управляющих активами, были неделя-месяц-квартал. Подобный сжатый временной горизонт предопределял большие объемы риска, принимаемые на коротком временном промежутке.
Насколько поменяется ситуация теперь? Пока мы продолжаем получать порции новых списаний в крупнейших банках, участие их инвестподразделений в рыночных баталиях будет крайне ограниченным. Это, в свою очередь, предопределяет низкую ликвидность большинства секторов и, как результат, высокую волатильность цен. По мере восстановления банковской системы — а ведущие центробанки довольно четко дали понять, что новых Lehman Brothers они будут избегать любой ценой — и постепенной стабилизации рынка можно ожидать прихода на рынок более длинных денег, сфокусированных на поиске выборочных инвестиций, где процесс восстановления справедливых (под ними можно понимать средние за определенный период) ценовых уровней будет выглядеть наиболее вероятным.
Можно выделить два базовых условия, необходимых для возвращения на рынок больших денег. Первое — восстановление механизмов кредитования на практически замороженных в последнем квартале 2008-го рынках капитала. Второе — сокращение темпов падения экономики.
Первое условие, судя по существенно более низким ставкам либор и запущенным в работу различным механизмам прямого рефинансирования крупных компаний-эмитентлов, уже частично реализовано. Со вторым дело обстоит пока не так оптимистично, хотя первые весенние ласточки появились уже и на этом фронте: первичные заявки на пособия по безработице в США сократились; индекс Филадельфии фед, оценивающий производственную активность, слегка вырос; индексы PMI, составляемые по опросам менеджеров по закупкам, для Великобритании и Китая также обозначили улучшение по сравнению с последними показателями.
Важность данного компонента нельзя недооценивать. Во-первых, мы имеем дело с одной из базовых математических величин — вторым дифференциалом. Во-вторых, некоторые индикаторы технического анализа настроены именно на то, чтобы уловить снижение темпа изменений той или иной переменной. Соответственно, технические аналитики, применяющие данные инструменты не только для оценки рыночных трендов, но и макроэкономических, но смогут не заметить потенциального разворота индикаторов. Наконец, сама впередсмотрящая природа рынка призывает делать акцент на анализе изменения изменений, нежели на самих изменениях (прошу прощения за повторение) для того, чтобы предвосхитить смену тренда.
Соответственно, если и после того, как основные макроэкономические индикаторы начнут демонстрировать замедление темпов ухудшения ситуаций (прошу прощения за сложность конструкций — написание первого обзора в новом году — не очень простое занятие), мы можем ожидать восстановление спроса в первую очередь на наиболее ликвидные активы — золото, евро, нефть, отдельные валюты развивающихся стран (рубль в первую очередь). А затем — и общего, пусть и более умеренного восстановления аппетита инвесторов к риску. Все познается в сравнении, и когда на улице было минус 30, минус 20 не кажется такой уж холодной погодой.