Что такое блокчейн и кому он может быть полезен?
Автор: Зарина Кажмаганбетова, менеджер, Группа консультирования в области информационных технологий, KPMG в Казахстане и Центральной Азии
— Расскажите, пожалуйста, о технологии распределенных реестров (DLT) и их преимуществах.
Технология DLT (Distributed Ledger Technology – технология распределенных реестров) – одна из «прорывных» цифровых технологий. В основе технологии сеть узлов, в каждом из которых хранится полная копия реестра, состоящего из связанных в цепь блоков с записями. Добавление новых данных в виде блока в конец цепи согласовывается узлами через алгоритм консенсуса. Очередность добавления поддерживается алгоритмами цепи, при этом каждый последующий блок имеет ссылку на предыдущий. Последнее свойство гарантирует надежность и неизменность хранения данных. Дополнительно, технологию отличает свойство программируемости с использованием «умных» контрактов – скриптов, исполняемых в соответствии с прописанными в них условиями и поступающими данными. Технология представлена набором платформ с открытым исходным кодом, в том числе от крупных поставщиков, таких как IBM (HyperLedger, Sawtooth) и Microsoft (Coco Framework).
— В каких случаях компаниям следует задуматься о внедрении распределённых технологий в ИТ-ландшафт?
Многие компании в рамках своих стратегий развития стремятся максимально цифровизировать бизнес-процессы. В свою очередь, данные стратегические задачи при успешной реализации в виде централизованных цифровых сервисов для своих клиентов несут в себе риски, связанные с обеспечением прозрачности процессов, а именно в части уровня доверия к данным. Высокая цифровая зрелость повышает уровень ответственности владельца цифрового сервиса за информацию и данные, которые вносят пользователи. Частое использование в той или иной мере этих данных большим количеством сторон повышает степень влияния риска их утери или несанкционированного изменения. Подобная проблематика является кейсом для внедрения решения на базе технологии распределенных реестров, также известная как блокчейн (цепь блоков).
— Нужно ли для использования технологии блокчейн в той или иной деятельности дополнительные компьютерные мощности? Большее количество электроэнергии? В этом смысле часто звучит критика по этому поводу, что использование этой технологии создаст дополнительное давление на электрические мощности.
Данное утверждение верно для открытых блокчейн-сетей, в оригинале термин звучит «permissionless». В блокчейн данного типа для привлечения участников, их стимулирования к развитию и поддержанию сети применяется функциональная возможность майнинга. Майнинг – это процесс создания блоков участниками, которые вознаграждаются за предоставление своих серверных мощностей узлов для этих целей. В открытых блокчейн-сетях для обеспечения безопасности хранения данных в цепочках помимо связности блоков требуется поддержание сложности алгоритма создания блоков. Каждому отдельному участнику должно быть достаточно сложно пересоздать все блоки в цепи. В майнинге большие компьютерные мощности необходимы для того, чтобы быть первым участником, который создал (добыл) блок, так как только первый получает вознаграждение. В противовес всему вышеописанному существуют закрытые блокчейн-сети, в оригинале «permissioned», в которых нет функционала майнинга, так как требования по обеспечению безопасности выполняются на этапе предоставления доступа к сети. В данном случае требования к компьютерным мощностям определяются по количеству узлов сети. Когда мы говорим о распределённых технологиях в ИТ-ландшафте компаний, имеется ввиду именно закрытые блокчейн-решения.
— Нужно ли для использования блокчейн специальное оборудование?
Ажиотаж вокруг видео-карт или специализированных модулей связан с майнингом. Подобные технические решения отличает высокая вычислительная скорость, что может повысить шансы участника первым добыть блок. Для использования закрытого блокчейн специализированное оборудование не требуется. Для развёртывания блокчейн-сети достаточно обычных физических или виртуальных серверов с установленной операционной системой, которые связаны между собой через стандартные сетевые протоколы.
— Какие Вы видите тенденции на рынке Казахстана в области перевода процессов на блокчейн.
KPMG в последнее время получает много запросов по переводу процессов на блокчейн. В прошлом году был реализован один из первых подобных проектов в Казахстане, который касался применения технологии блокчейн в закупках. Подход к реализации проекта состоит из анализа бизнес-процессов по критериям уровня цифровой зрелости и уровня влияния риска утери / изменения данных. По результатам анализа формируется перечень бизнес-процессов для повышения прозрачности и доверия к данным с помощью технологии. Затем производится анализ платформенных решений потенциальных поставщиков с целью формирования функциональных и технических требований. На завершающем этапе разрабатывается техническое задание на DLT-решение, состоящее из набора требований к платформе и к разработке сервисов на ее основе. При проектировании рекомендуем постепенный переход в три этапа. В первом этапе реализуются сервисы неизменного хранения данных. Во втором – сервисы верификации для возможности сверки данных посредством их востребования из неизменного хранилища. При наличии данных в реестре на третьем этапе возможно планировать полную автоматизацию бизнес-процессов на платформе распределенного реестра с использованием цифровых активов.
— Что из себя представляют цифровые активы?
Цифровые активы – это «умные» контракты, которыми возможно обмениваться при осуществлении процессов в распределённом решении. При создании цифрового актива в нем указываются условия его передачи между участниками процесса. Тем самым обеспечивается целостность данных о сущности с наложением фактических ограничений изменения атрибутов цифрового актива, аналогичным ограничениям физического мира. Например, если цифровой актив соответствует товару на поставку, то вся необходимая бизнес-логика формируется на этапе его создания и переходит от участника к участнику цепочки поставок, подключенных к сети распределенных реестров, без необходимости интеграции учетных систем напрямую. При этом невозможно внесение данных, противоречащих условиям цифрового актива. Единым связующим средством выступает распределённая платформа.
— И все-таки в условиях курса на цифровизацию, в рамках которого компании разрабатывают централизованные цифровые сервисы с ориентацией на своих клиентов, зачем компаниям нужны распределенные технологии?
Важность автоматизации процессов с использованием DLT-технологии растет в свете последних тенденций по внедрению роботизированной автоматизации процессов и Интернета вещей (IoT). В случае, если контроль человека исключается из процесса важно быть уверенным в безопасности действий, осуществляемых роботами на основе данных сенсоров. Доступная программируемость обеспечит трансляции ограничений на действия в распределенной сети. Неизменность данных обеспечит аудируемость действий для оперативного вмешательства в случае нарушения бизнес-логики роботами под действием вредоносного кода и/или в результате самообучения в ложном направлении.
— В каких сферах экономики правительство могло бы использовать технологии блокчейн? В какой отрасли, на ваш взгляд, оно принесло было наибольшую пользу?
Использование технологии блокчейн возможно во всех сферах, где возможна цифровизация, например, обмен анкетными данными клиентов, предоставление аккредитивов и гарантий в банковском секторе, автоматизация рассмотрения страховых случаев, отслеживание продукции в логистике и цепочках поставок, автоматизация торгов в закупках, управление медицинскими записями пациентов, верификация и передача прав на имущество в государственных реестрах, удаленная идентификация личности. При этом отрасль не имеет значения, так как многие отрасли взаимосвязаны прямо и косвенно. Важнее выбрать процессы для автоматизации с помощью распределенных реестров. При этом если процесс является сквозным для компаний из нескольких отраслей, возможно добиться максимального эффекта.