Что может дать новый антимонопольный закон?
По просьбе руководства антимонопольного органа вместе с моим коллегой написали проект закона о внесении изменений и дополнений в антимонопольное законодательство.
Законодательство, надеюсь, если будет принята наша редакция, и нам дадут возможность защитить его перед оппонентами, теперь станет эффективным в отношении монополистической деятельности и антиконкурентных действий госорганов, не будет вредить бизнесу и ограничивать предпринимательскую свободу, многие виды недобросовестной конкуренции, которые ранее оставались безнаказанными, будут жестко пресекаться. В общем, регулирование будет соответствовать лучшим стандартам стран ОЭСР.
Кстати, на счет оппонентов, отрадно видеть, что многие, кто категорически не принимал мои предложения и критику в 2008 году, постепенно признали почти все основные пункты. При этом некоторые из этих экспертов теперь преподносят многие вещи, как собственную задумку. Один товарищ в своей публикации разместил мой текст практически слово в слово и говорил мне потом, что это же общепризнанные казахстанскими юристами факты и знак цитирования ставить не обязательно. Вот как, оказывается, можно от полного неприятия дойти до общепризнанного факта за какие-то 7 лет. Ну да бог с ними, главное, чтобы в итоге мы получили эффективное законодательство.
Что конкретно мы написали в законопроекте? Да все то же самое, что я предлагал и предлагаю, начиная с 2008 года в своей монографии «Конкурентное право и политика РК», отчете для Института экономических исследований МЭРТ РК и в 100 других публикациях и выступлениях, а именно:
Во-первых, законопроект должен решить проблему концептуального характера, вызванную ошибочной постановкой перед антимонопольным органом цели по защите прав и краткосрочных интересов потребителей, в том числе, по контролю за ценами субъектов рынка. Целью должна быть защита конкуренции и повышение благосостояния (интересы) потребителей. Все остальные антипредпринимательские цели должны быть исключены из закона о конкуренции.
Во-вторых, законопроектом исключаются положения антимонопольного законодательства, которые необоснованно ограничивают предпринимательскую свободу и вредят бизнесу:
1. Признание факта занятия доминирующего положения будет теперь только с учетом качественных характеристик рынка, а не как до этого было (на основе советских статичных методов).
2. Ведение Госреестра доминантов, как несовместимого с принципами рыночной экономики и стандартами ОЭСР, будет полностью отменено.
3. При квалификации антиконкурентных соглашений будет в обязательном порядке использоваться «rule of reason» (правила разумного подхода) как это принято в странах ОЭСР.
4. Будет отменено положение, по которому для признания факта совершения антиконкурентных согласованных действий считаются достаточными три косвенных доказательств.
5. Применение уголовно-правовых мер ответственности будет только в отношении участников картельных сговоров как это принято в странах ОЭСР, т.е. будет декриминализация всех других видов антимонопольных правонарушений, но будут введены жесткие и огромные денежные штрафы.
6. Конфискация монопольного дохода будет отменена. Этот доход получен за счет потребителей — им и должен быть возвращен.
7. При квалификации действий субъектов рынка на предмет злоупотребления доминирующим положением будет в обязательном порядке учитываться концепция объективной необходимости, как это принято в странах ОЭСР.
8. Обязательным элементом состава правонарушения в виде совершения антиконкурентного соглашения теперь будет цель ограничить конкуренцию, а не так до сих пор было, когда наказывались проконкурентные соглашения.
9. Ценовым картелем будет признаваться не любое повышение цен, а именно фиксация цен с целью ограничений конкуренции, т.е. мы окончательно уйдем от советского правила запрещать спекуляцию, как это было до сих пор.
В третьих, законопроектом повышается эффективность борьбы с монополистической деятельностью и антиконкурентными действиями госорганов, в том числе:
1. Антимонопольный орган должен будет подчиняться напрямую Президенту страны, а его руководители должны назначаться на 5-летний срок, в течении которого никто не будет иметь права снять их с должности, за исключением вынесения приговора по уголовному делу. Это нужно для того, чтобы мощное лобби монополистов не смогли сместить неугодных должностных лиц, которые борятся против их злоупотреблений.
2. Создание госкомпаний будет запрещено на рынках, где присутствует частный бизнес, т.е. правило Yellow Pages для бизнеса будут теперь реальными, а недекларативными, как это было до сих пор.
3. Действие антимонопольного законодательства по лицам должно быть распространено на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных коммерческих организаций, не имеющих статуса юридических лиц, нотариусов и адвокатов.
4. При возможности квалификации одного и того же деяния в качестве монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, приоритет должен даваться первому, как наиболее опасному правонарушению с большим размером санкций, чтобы правонарушители не избегали справедливой ответственности.
5. Меры административного пресечения должны быть отделены от мер административной ответственности с тем, чтобы правонарушители не избегали справедливой ответственности, как это имело место до этого времени.
6. От антимонопольного преследования не должны освобождаться ряд опасных видов сделок субъектов рынка, как это было до сих пор.
7. За совершение сделок по экономической концентрации без согласия антимонопольного органа, повлекших значительное ограничение конкуренции, будет введен оборотный штраф.
В четвертых, законопроектом кардинально перерабатывается глава по недобросовестной конкуренции, которая была одним из наихудших примеров регулирования этой сферы отношений в мире. Теперь перечень видов недобросовестной конкуренции является неисчерпывающим. До сих пор было всего 14 видов недобросовестной конкуренции, тогда как в мире насчитывается более 400 ее видов.