Что кроется за последними инициативами «Нур Отан»?

В первую очередь хотелось бы сказать про сам процесс принятия программы по противодействию коррупции. В ходе ее обсуждения авторы активно использовали метод краудсорсинга. Краудсорсинг – это передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий. 
Политолог, выпускник Вашингтонского университета

В первую очередь хотелось бы сказать про сам процесс принятия программы по противодействию коррупции. В ходе ее обсуждения авторы активно использовали метод краудсорсинга. Краудсорсинг – это передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий. 

В этом случае партия «Нұр Отан» активно привлекала всех желающих участвовать в обсуждении проекта программы через интернет и другие площадки. По словам заместителя партии «Нұр Отан» Бауыржана Байбека начальный документ был изменен на 40% в результате получения отзывов и комментариев, что говорит об эффективности использования этого метода. Примечательно, что в рамках реализации программы авторы собираются проводить публичный рейтинг высших учебных заведений по уровню коррупции. Это оправданный шаг. После появления различных международных рейтингов вузы со всего мира начали работу по улучшению своих позиций в этих ранжированиях. 

Вряд ли какой-то вуз захочет публично стать самым коррумпированным и испортить, таким образом, свою репутацию. В подпункте 3.5 данной программы говорится о совершенствовании антикоррупционного законодательства. В частности, в этом разделе отмечается необходимость принятия Закона «О противодействии коррупции», закона «Об общественном контроле» и закона « О доступе к информации». Принятие первого обусловлено тем фактом, что закон «О борьбе с коррупцией» 1998 года уже не отвечает сегодняшним реалиям. К тому же, авторы законов считают, что предупреждение и искоренение предпосылок коррупции важнее, чем наказывать за уже свершившийся акт. Согласно проекту программы, закон «Об общественном контроле» будет регулировать правоотношения вопросов контроля гражданского общества за деятельностью государственных органов, установления круга полномочий общественных институтов, а также определенных ограничений. 

При этом говорится об определении ответственности гражданского общества за использование полученной информации. Сегодня мы живем в условиях, когда информация распространяется очень быстро. Есть и конкурентная среда в СМИ. Думаю, закон более четко урегулирует вопросы дезинформации населения и в целом информационной безопасности. Когда говорят об ограничениях, многие представители гражданского общества критикуют такие подходы. Думаю тут важно понять, что владение информацией является не только возможностью и может даже какой-то привилегией, но и ответственностью перед обществом. За «безответственное» использование информации, либо ее искажения закон может определить меры наказания. В последнее время в социальных сетях и электронных СМИ замечаю тенденцию, когда некоторые пользователи зачастую искажают информацию. 

Несомненно, право каждого гражданина на самовыражение не должно быть ограничено, однако искажение информации тоже не приемлемо. В рамках закона «О доступе к информации» планируется установить пределы запрашиваемой информации, процедуры ее получения, способов доступа к информации, регулирование правил ее размещения в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы. В проекте программы предполагается учитывать национальные интересы и вопросы чести и достоинства лиц. Другими словами, этот закон определит, какую информацию могут предоставить госорганы и каким образом. Мне кажется, таким образом, авторы пытаются избежать «хаотичности запросов». Сегодня многие государственные органы получают различные запросы, как от других государственных органов, так и от членов гражданского общества и это все четко не регулируется. Касательно ужесточение ответственности НПО за расходование средств, существует критика, что в нашей стране многие НПО функционируют как бизнес структуры. Они «борются за тендеры» и иногда нецелесообразно расходуют бюджеты. В настоящее время в международной и региональной обстановке происходят сложные и глубокие перемены. 

Уже не секрет, что в «цветных революциях» активно участвовали представители НПО. Вспоминается призыв министра общественной безопасности Китая Го Шенкун на саммите ШОС. В частности, он сказал о необходимости углубления взаимодействия в области предотвращения вмешательства во внутренние дела стран извне, усиления контроля над неправительственными организациями. Не думаю, что у нас будет тотальный контроль деятельности НПО, однако более жесткий контроль в сегодняшних реалиях неизбежен. Сложно точно говорить, являются ли все эти обсуждения некой подготовкой к парламентским выборам, однако я не исключаю этого.

Казахстан стремится попасть в число 30 самых конкурентноспобных стран мира. При оценке страны эксперты рейтинга учитывают такие факторы, как «легкость ведения бизнеса, повышения уровня правовой грамотности населения», «уровень неформальных платежей и взяток». Думаю, программа по противодействию коррупции больше направлена на улучшение позиции страны в этих рейтингах.