Наша беда в том, что у нас нет дешевой рабочей силы

Существует несколько методов расчета ВВП. Базовым расчетом является производственный метод. Который примерно рассчитывается как ВВП = ВДС + Чистые налоги на продукт - субсидии.
Председатель Правления АО «Банк ЦентрКредит»

Существует несколько методов расчета ВВП. Базовым расчетом является производственный метод. Который примерно рассчитывается как ВВП = ВДС + Чистые налоги на продукт — субсидии.

С налогами и субсидиями все понятно.

Теперь разберемся с ВДС — валовая добавленная стоимость — стоимость, которая добавляется к продукту или услуги в момент его производства или оказания. Рассчитывается ДС двумя способами. Все кто сталкивался с НДС, примерно знают этот способ — косвенный метод. Этот же метод используется в общей базе и в глобальном расчете. Валовый выпуск в ценах производителя минус Промежуточное Потребление. Прямой метод рассчитывается сложнее, он учитывает то, что именно добавляется на предприятии, а именно Заработная плата, налоги на ЗП и прибыль и т д. Но для общего понимания нам легче смотреть косвенный метод.

С точки зрения государства всегда интереснее производить продукт с высокой добавленной стоимостью. Поэтому развитые страны в основном производят продукт с высокой добавленной стоимостью, а развивающиеся с низкой. Например, себестоимость условно сотового телефона с точки зрения промежуточного потребления составляет 50 долларов, а продает его компания за 500 долларов. Добавленная стоимость составляет 450 долларов. По сути, с материальной точки зрения 450 долларов мы платим не за сырье, за технологию. Это условный пример.

Теперь с точки зрения развивающейся страны — производим мы автомобили методом крупноузловой сборки, без учета пошлины.


Завозим в разобранном виде автомобиль, по цене 18 000 долларов США, собираем и продаем по 20 000 долларов США, без учета накрутки трейдера. Добавленная стоимость составляет 2 000 долларов США, при этом этот продукт еще получается дороже, чем в соседней стране. Соответственно, локализация производства условно получается 10 процентов. Поэтому с точки зрения роста ВВП такие продукты для Казахстана не приносят добавленной стоимости.

Так вот, чем выше создается добавленная стоимость, тем больше мы будем развиваться. Добавленная стоимость выражается в локализации производства. Локализация производства всегда должна основываться на том, что мы сами производим. Другими словами, если у нас есть предыдущий передел, то нужно развивать следующий передел, но не прыгать через 10 переделов сразу же на высокие материи. Но мы упорно хотим развивать машиностроение, фармакологию и прочие инновационные продукты.


Производства таких продуктов, без предыдущего передела возможно развивать, если у нас имелось бы дешевая трудовая сила, как в Китае и других азиатских странах (для них это ресурс). К сожалению, мы не обладаем таким количеством дешевой рабочей силы, чтобы можно было привлечь к нам инновационные компании на сборку определенных продуктов.

Поэтому развивать нужно то, что у нас имеется, опираясь на то сырье, что мы имеем. Для этого нужно увеличивать поэтапно переделы того, что мы имеем.

Согласен с Асетом Исекешевым, что в этом плане нужно поддерживать металлургию и экспортировать не металлы, а метизы.


Но такая поддержка нужна не только металлургии, но и другим отраслям, например урановой отрасли. Естественно, это отрасль очень политизирована, но она очень перспективная, а так мы пока что производим Закись Окись урана, что является только первым переделом после добычи, и то, потому что только Закись Окись продать можно, хотя на следующих переделах маржа горазда выше и в разы.


В этом плане хорошо хоть, мы начали модернизацию нефтезаводов, хотя, я до сих пор не могу понять (наверное не техническое образование дает о себе знать), зачем мы на АНПЗ ставим ароматику, так как ароматику продать очень сложно в силу сложности и дороговизны транспортировки, но при этом производство высокооктанового бензина отложили на два года, который импортируем из России и закрыли экспорт в соседние страны.

Очень интересный вопрос с сельских хозяйством. Казахстан исторически относился к аграрным регионам. Да, в приоритетных инвестиционных отраслях прописали поддержку производства продуктов питания. Но, к сожалению, производство сырья для производства продуктов питания у нас находится просто в плачевном состоянии. Приоритетнее было бы включить в инвестиционные проекты именно сельское хозяйство, такие как животноводство, растениеводство, кормопроизводство и т д и в эти отрасли привлекать иностранные крупные компании, чтобы повышать эффективность сельского хозяйства, а производство молока из импортного порошка или сока из китайского концентрата оставить на потом. Конечно, Асылжан Маметбеков заметит, что у Минсельхоза очень много различных механизмов субсидирования и финансирования сельского хозяйства, но мне кажется, не все программы достаточно объективно доведены до сельхозпроизводителей и в силу административных барьеров, получить такие субсидии и преференции могут только крупные игроки. К тому же, механизмов поддержки промышленных предприятий гораздо больше чем сельхозпроизводителей. В этом плане, не нужно делить предприятия на сельхозников и промышленников, нужны одинаковые условия с точки зрения администрирования и преференций.

Поэтому, я думаю, что нужно все-таки задуматься не над тем, что мы можем гордиться, что мы производим Корейские машины с нулевой добавленной стоимостью, а все-таки считаться мировым производителями консервированных помидоров и огурцов.