Какие нормативы оживят казахстанский фондовый рынок?
С сообщением о создании нового Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков у рынка ценных бумаг появился шанс на рывок в развитии. Прошлая эпоха регулирования рынка ценных бумаг прошла под знаком либерализации условий для компаний – эмитентов ценных бумаг, тогда были значительно упрощены и смягчены требования к выпуску и размещению компаниями на рынке ценных бумаг.
Однако к заметной эмиссионной активности это не привело. Стало понятно, что для рынка было бы полезным разобраться и с ключевыми инвесторами – институциональными. Именно от их активного участия во многом зависит успех первичного размещения акций и облигаций и их дальнейшее вторичное обращение. По данным Национального банка, по состоянию на 1 апреля 2019 года совокупный инвестированный на рынке ценных бумаг портфель у ЕНПФ составил 8,8 трлн тенге, у банков второго уровня – 5,8 трлн тенге, у страховых и перестраховочных организаций – 632,6 млрд тенге, у профессиональных участников рынка – 150,1 млрд тенге, активы инвестиционных фондов – 53,0 млрд тенге.
На днях на площадке Ассоциации финансистов Казахстана началось обсуждение пруденциальных нормативов для страховых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг, требуемых к безусловному исполнению. Нормативы определяют инвестиционный приоритет участников рынка при выборе ценных бумаг исходя из ликвидности и надежности последних. Соответственно, чем мягче требования нормативов, тем выше интерес инвесторов к корпоративным ценным бумагам и тем активнее развитие рынка ценных бумаг. Ведь разница в доходности между корпоративными облигациями и государственными ценными бумагами составляет до 5% годовых. А инвестиционный доход является важнейшей составляющей доходности любого бизнеса.
С другой стороны, жесткость нормативов продиктована исходя из бизнес-модели участников рынка ценных бумаг. Например, страховые компании обязаны при наступлении страхового случая выплатить страховую сумму, которая в сотни раз выше суммы страховой премии. А чтобы премии не обесценивались из-за инфляции и приносили инвестиционный доход, их необходимо инвестировать в ликвидные финансовые инструменты. И здесь участники обсуждения разошлись во мнениях: какие критерии ликвидности должны применяться при расчете пруденциальных нормативов? Традиционный подход подразумевает наличие у выпуска ценных бумаг определенного минимального кредитного рейтинга. Но большинству компаний, желающих выпустить в обращение ценные бумаги, они недоступны как по стоимости, так и по присваиваемой им оценке. А практика показывает, что наличие высокого кредитного рейтинга не является гарантией высокой ликвидности ценной бумаги.
Разумно было бы применять другие критерии, исходя из текущих реалий и возможностей самих участников рынка. Так, предлагаемые нами критерии для корпоративных облигаций заключаются в обязательном наличии маркетмейкера и представителя держателей облигаций. Маркетмейкер – это брокер, который поддерживает обязательные двусторонние котировки по облигациям и гарантирует их исполнение. К функциям представителя держателей облигаций относится мониторинг финансового состояния эмитента и анализ его корпоративных событий. Наличие маркетмейкера и представителя держателей облигаций является условной гарантией адекватности рыночной стоимости и ликвидности облигаций. Их услуги обойдутся, по крайней мере, на порядок ниже, чем услуги международных рейтинговых агентств в прежнем, традиционном подходе.
Что это даст помимо развития отечественного фондового рынка самим институциональным инвесторам? В первую очередь, на местный рынок вернется значительная часть денег из тех, что ушли на международные рынки в поисках инвестиционных вложений. Во-вторых, улучшится риск-профиль, поскольку страховые выплаты исчисляются в национальной валюте. В-третьих, повысится доходность вложений на местном облигационном рынке по сравнению с низкими ставками, предлагаемыми в иностранной валюте на зарубежных рынках.