Упрощение налогового документооборота между налогоплательщиками РФ и РК
Автор: Ольга Крыжанюк, Старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»
С каждым годом увеличивается количество сделок, заключенных между казахстанскими и российскими компаниями, вследствие укрепления отношений между двумя государствами по всем направлениям сотрудничества. В этой связи все большую актуальность приобретает вопрос обоснованности удержания казахстанскими компаниями налога на доходы российских партнеров, получаемых из источников в Республике Казахстан.
При этом, зачастую возникают спорные вопросы в части применения положений международных конвенций о предотвращении двойного налогообложения и уклонения от налогообложения.
Текущая практика налогового законодательства позволяет налогоплательщику самостоятельно применять освобождение или сниженную ставку налога на доход нерезидента при условии предоставления нерезидентом документа, подтверждающего резидентство. При этом подпись и печать органа, заверившего такой документ, или иностранного нотариуса, в случае нотариального заверения, подлежат дипломатической или консульской легализации.
Как известно, Казахстан и Россия присоединились к договору об отмене легализации документов на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами-членами в Минске и Кишиневе в 1993 и 2002 годах.
На основании этой Конвенции документ, заверенный соответствующим государственным органом или нотариусом в стране «иностранца», имеет юридическую силу на территории принимающего государства (к примеру, документы, заверенные нотариусом на территории России, имеют силу на территории Казахстана).
В этой связи долгие годы казахстанские компании, уполномоченные перечислять налоги на доходы из источников РК за своих российских партнеров, основываясь на положениях Кишиневской (Минской) конвенции, не требовали от них предоставления легализованных документов.
При этом, налоговые органы РК принимали иную позицию и настаивали на обязательной легализации справок о резидентстве, объясняя это тем, что нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы лишь в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не имеют отношения к налоговым правоотношениям.
Таким образом полярность позиций налогоплательщиков и государственных органов приводила к тому, что «спорный вопрос» разрешался только в судебном порядке.
Однако, не так давно Россия и Казахстан пришли к договоренности об отмене требований апостилирования документов, подтверждающих налоговое резидентство. Президент Республики Казахстан подписал Закон «О ратификации Соглашения в форме обмена нотами о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных уполномоченными органами Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал».
Согласно данному Соглашению, документы, выданные уполномоченным органом государства одной стороны и скрепленные его гербовой печатью, принимаются на территории государства другой стороны без какого-либо специального удостоверения, в том числе апостилирования или консульской легализации, что безусловно упрощает порядок документооборота в налоговых правоотношениях.
По сути, Соглашение утвердило право казахстанских и российских налогоплательщиков признавать и использовать документы, рассматриваемые на территории государства одной из договаривающихся сторон, как официальные.
Необходимо отметить, что Соглашение предусматривает ретроспективный порядок признания без легализации документов, выданных уполномоченными органами РК и РФ начиная с 01 января 2011 года.
Таким образом, начиная с 29 ноября 2016 г., чтобы применить Конвенцию об устранении двойного налогообложения между Россией и Казахстаном, казахстанским компаниям достаточно будет предъявить налоговым органам справку о резидентстве юридических лиц РФ, которая выдана уполномоченным органом РФ и скреплена гербовой печатью.
Что касается 2011-2015 годов, казахстанские компании, не применившие понижение ставки и все-таки удержавшие налог на доходы у источника выплат норм Налогового Кодекса из-за отсутствия «легализации» у справок о резидентстве, теперь имеют право скорректировать налоговые декларации за предыдущие налоговые периоды, тем самым сгенерировав переплату по налогу на доходы у источника выплат. Хотелось бы отметить, что, в случае если этого не сделает казахстанская компания — налоговый агент, то и сам нерезидент может подать заявление на возврат ранее удержанных сумм налога.
Также возникает вопрос в отношении компаний уже прошедших налоговую проверку, вследствие которой им был доначислен налог у источника выплат ввиду так называемого «некорректного» признания справок о резидентстве российских партнеров из-за отсутствия отметки о легализации: имеют ли они право на корректировку, если проверяемый период покрывал 2011-2015 гг.?
В целом налоговое законодательство РК не запрещает подавать дополнительные декларации с целью корректировки периодов, которые уже были ранее проверены налоговыми органами. Т.е. казахстанские компании — налоговые агенты имеют вполне законное основание на уменьшение налоговых обязательств по налогу на доходы у источника выплат за прошлые периоды. Однако, следует учитывать тот факт, что Налоговым кодексом РК также предусмотрено, что в подобных случаях налоговые органы имеют право провести внеплановую налоговую проверку для проверки достоверности отраженных сведений в такой дополнительной налоговой отчетности.