Как пережить переходный период
Очевидно, что в Казахстане после известного заявления Нурсултана Назарбаева на заседании Совета глав правительств СНГ в Боровом дан старт к переходу к президентско-парламентской республике. Это значит, что часть президентских полномочий будет передаваться парламенту и правительству, т.е. роль парламента в управлении государством станет весомой. Это, в свою очередь означает, что в Казахстане предстоят очередные внеочередные парламентские выборы.
Этому есть простое и логическое объяснение: нынешний парламент, как и все предыдущие составы, формировался как дополнение к президенту и всей исполнительной власти, а не для принятия каких-то самостоятельных решений, тем более, действий. Скажем так, нынешних депутатов избирали не для того, чтобы с ними делиться с полномочиями. У них была четко очерченная роль, ограниченная в строгих рамках депутатских запросов, за которые им не позволялось переходить.
По всей видимости, скоро определятся со сроками выборов. Не стоит строить иллюзий относительно борьбы между политическими партиями за места в парламенте. Скорее всего, в Акорде политический расклад будущего парламента уже определен. Вероятно, все останется прежним: правящий Нур Отан, якобы конструктивная оппозиция в лице Ак жол и якобы настоящая оппозиция в лице народных коммунистов. Возможно, кого из «оппозиционеров» заменят, возможно, кого-то им добавят, но в условиях проведения политической реформы риск нежелателен и нужны проверенные политические силы и партии.
Но это не значит, что не будет никакой борьбы в ходе парламентских выборов. Борьба будет внутри самих проходных политических партиях. Особенно в Нур Отане, в которой представлены все силы влияния сегодняшнего Казахстана: от тех, кто представлен в высших эшелонах власти и до региональных элит. Этому тоже имеется объяснение: эти силы влияния будут бороться за назначение своих людей на ключевые места в правительстве.
Таким образом, планируется сделать то, что мы наблюдаем во всех развитых демократических странах. И это, безусловно, для Казахстана большой шаг вперед. Но и обольщаться не стоит. Может быть, и будут новые лица, но по сути ничего не изменится и во всех властных структурах все останется по-прежнему. Иначе и не может быть, поскольку переход к президентско-парламентской форме правления будет осуществляться по видению и лекалам тех, кто уже 24 года руководит страной.
Как показывает наш собственный опыт, отстраненность народа от управления государством приводит к отсутствию контроля над действиями властей, что в свою очередь — к вседозволенности последних, выражающейся в массовой коррупции, разбазаривании бюджетных денег, прожектерстве, неумении решать проблемы и прочих других безобразиях, о чем недавно говорил сам президент.
По идее и, как показывает опыт других стран, в реформировании страны должна принять самое непосредственное участие активная часть гражданского общества в лице среднего класса. К нему можно отнести предпринимателей из МСБ, государственных служащих среднего и нижнего уровня, интеллигенцию, бюджетников и др., как наиболее креативную, образованную, социально обеспеченную и продвинутую во всех отношениях часть населения.
Но настоящих представителей из этой среды не будет в будущем новом парламенте. На вопрос почему, очень подходит известное выражение «Патамушта Патамушта». И этому тоже имеется свое объяснение. Они тезис «Сначала экономика, а потом политика» приняли, как руководство к действию. Причем, отказ от участия в политической жизни страны в пользу властей был сделан осознанно и добровольно. Справедливости ради, надо заметить, что такое положение вещей до поры до времени устраивало слои населения, относящихся к среднему классу.
К сожалению, сегодня тоже имеются все признаки, что предстоящая судьбоносная для страны реформа также пройдет без них. Потому что так у нас принято. Хорошо или плохо это, но так сложилось за все годы независимости, когда народу уготована роль наблюдателя.
И этот вопрос больше всего волнует средний класс.