Динамичное развитие Евразийского союза как организации — это перспектива более отдаленного будущего

Сам проект ЕАЭС - это приоритет для России. Владимир Путин, когда баллотировался в президенты последний раз, говорил о евразийской интеграции. Инициатором создания Союза изначально выступил Казахстан, он выразил идею конструкции проекта. Сама идея ЕАЭС хорошая, в перспективе в каком-то виде это объединение будет работать, ведь экономики соседних государств много связывает. 
Заместитель завкафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета

Сам проект ЕАЭС — это приоритет для России. Владимир Путин, когда баллотировался в президенты последний раз, говорил о евразийской интеграции. Инициатором создания Союза изначально выступил Казахстан, он выразил идею конструкции проекта. Сама идея ЕАЭС хорошая, в перспективе в каком-то виде это объединение будет работать, ведь экономики соседних государств много связывает. 

Но есть несколько рисков на пути строительства организации. Первый момент – диспропорция между участниками. Когда создавался Евросоюз, то страны по своему потенциалу были более-менее равны. В ЕАЭС другая ситуация: 90% ВВП Союза приходится на Россию, а остальные выступают в качестве неких реципиентов. Это риск в условиях экономического кризиса у нас. Второй момент – ситуация в конкретных странах. Скажем, 32% ВВП Кыргызстана обеспечивается переводами средств, в том числе из России. Если нынешние тенденции в России сохранятся, то пострадают и союзники. 

Остро стоит и проблема наркотрафика через Кыргызстан и Таджикистан. Простой переброской пограничников на юг Таджикистана эту проблему не решить. Другой негативный фактор – безвизовые поездки людей. Граждане стран ЕАЭС должны иметь свободу перемещений, а их дипломы — везде иметь признание. Но мне кажется, что это условие российские работодатели будут игнорировать. Фирмы, на мой взгляд, будут охотнее брать на работу россиян, нежели уроженцев Кыргызстана или Таджикистана. Надо еще понимать роль Китая, который рассматривает пространство ЕАЭС как транзитное между собой и Европой. Ему надо обеспечить транспортную инфраструктуру. 

Сегодня через Россию идет около 1% торгового потока между КНР и Европой, а в советское время было около 11%. Не случайно сейчас поднимается вопрос развития железных дорог. Активен Пекин и по части строительства трубопроводов. Есть еще один фактор риска – качество элит в странах ЕАЭС. Нынешние проблемы с Белоруссией не возникли на пустом месте, они были раньше. Важно и отношение к Украине. Для того чтобы был полноценный Союз, все страны должны выработать общую линию поведения в отношении третьих стран. Пока мы этого не видим.

На мой взгляд, динамичное развитие Евразийского союза как организации — это перспектива более отдаленного будущего. Год назад все виделось иначе. Ускорить развитие ЕАЭС могут только преодоления кризиса в России и структурные реформы нашей экономики, а также налаживание отношений между Россией и Европой. В ЕС много экспертов говорят о том, что ЕАЭС должен стать партнером. Но для этого должны быть сняты санкции. Это будет выгодно и Казахстану с Белоруссией, что они и показывают. В условиях нынешнего кризиса речи о динамичном развитии ЕАЭС быть не может