Зачем «Казахтелеком» взошел на ПИТ «Алатау»?
Как-то незаметно в нашем медиапространстве прошла информация, озвученная в начале недели о том, что АО «Казахтелеком» запускает транспортную инфраструктуру для дата-центров Алматы и проведет узел с центром обработки данных в специальной экономической зоне «Парк инновационных технологий (СЭЗ ПИТ) «Алатау». Заявил об этом управляющий директор по инновациям Нурлан Мейрманов.
«Мы запускаем новую транспортную инфраструктуру на базе технологии DWDM между узлом связи в Алматы и центром обработки данных (ЦОД) в СЭЗ ПИТ «Алатау». Это позволит размещать резервные информационные системы в ЦОД с предоставлением услуги транспорта с высокими показателями производительности, доступности и сетевых задержек для удовлетворения требований клиентов по построению отказоустойчивой информационной системы», — рассказал журналистам Мейрманов.
«Как известно, рост бизнеса не только сопровождается ростом объема обрабатываемой и хранимой информации, но и, следовательно, ростом требований по качественной организации отказоустойчивой информационной инфраструктуры», — отметил он.
По его данным, потенциальная возможность расширения пропускной способности сети DWDM – 400G (40 каналов по 10G). Существует возможность оснастить сеть модульными интерфейсами – 10G Ethernet, Fibre Channel 8/10G в зависимости от требуемой конфигурации информационных систем клиента. Понимая данный тренд рынка, АО «Казахтелеком» решило расширить сеть и возможности дата-центров по всему Казахстану. Если изначально ЦОД развивались в сторону расширения вычислительных возможностей и обеспечения надежности внутренней инфраструктуры, то сейчас идет интеграция ЦОД с высокопроизводительными сетями «Казахтелекома», тем самым, обеспечивая транспортную доступность ЦОД для рынка корпоративных клиентов, рассказал Мейрманов.
Что все это значит для казахстанского рынка инноваций и бизнеса в целом. А значит это много, так как государство видимо задумалось о необходимости вложений в создание инноваций.
Будучи лично знаком с некоторыми руководителями АО «Казахтелеком» могу сказать, что там работают профессионалы IT, и они часто делают правильные шаги. В том числе и по строительству ЦОД в Павлодаре и ПИТ “Алатау”.
Однако надо сказать что АО «Казахтелеком» не просто оператор, а национальный оператор. Поэтому, каждый анонс этой компании необходимо рассматривать с точки зрения выгод всего Казнет, а не только корпоративных клиентов этой компании. А. иначе приставку национальный, надо забирать вместе с рядом привилегий.
И тут хотелось бы отметить ряд нюансов. Обязательно надо упомянуть, что в Казнет зарегистрировано всего около 108 000 доменных имен. Причем, реально функционирует раза в три меньше.
То есть по количеству зарегистрированных доменных имен Казнет отстает от Рунет в 60 раз при восьмикратной разнице в численности населения наших стран. Можно говорить, что после длительного – более 15 лет — доминирования или, мягко говоря, привилегированного положения АО «Казахтелеком» на рынке телекоммуникаций, наш Казнет — фактически пуст в сравнении с Рунет.
Не случайно последние шаги АО опираются не на развитие Казнет в целом, а ориентированы лишь на корпоративный сегмент IT- рынка РК. Это абсолютно правильно. Ведь компаний в РК гораздо больше, чем сайтов – более 400 000, причем некоторым надо по несколько серверов. Но, все равно подчеркну, что одна из причин плачевного отставания Казнет – именно дороговизна Интернет каналов «для бизнеса». То есть позитив новости для рынка может быть существенно нивелирован озвучиванием стоимости аренды канала, например, 10 GB для алматинских структур из всех секторов экономики РК, будь то госструктуры, образование, медицина, финансовый сектор, МСБ.
АО «Казхтелеком» имея статус национального оператора и будучи компанией с государственным участием, причем ответственной за реализацию госпрограммы развития ИКТ, в целях решения озвученной президентом задачи развития Казнет вроде как должен за свой счет проложить канал, к любому контенту размещаемому в РК. А не только до своих ЦОД. То же самое касается и других операторов с госучастием. Например, АО «Транстелеком». К примеру, если уже проложен оптоволоконный канал связи АО «Казахтелеком», есть волоконно-оптическая линия связи до АО «Транстелеком», но почему за канал связи клиентов этих компаний к казахстанскому контенту размещаемому в ЦОД должен платить обладатель контента? В тоже время эти же операторы «за бесплатно» предоставляют доступ к контенту на серверах Youtube, Facebook.
К сожалению, предположительная стоимость канала не озвучивается. Можно лишь догадываться по скудным новостным обрывкам. Так, на одном из семинаров Надежда Глухова — топ-менеджер в ID-Host (эта структура ведает бизнесом ЦОД В АО «Казахтелеком») — озвучила, что оборудование клиентов ID-HOST, размещенное в ЦОД подключено к Интернет с каналом на который предоставляется скидка 97%. Но это, только для оборудования, уже размещенного в ЦОД. А, ведь до ЦОД еще надо достучаться из офисов в Алматы, или других регионов. А это как раз и есть те каналы, о которых говорил г-н Мейрманов. Я не говорю о законности скидки 97% со стороны компании с государственным участием. Этот вопрос требует изучения и АРЕМ и другими регуляторами. Нет ли в такой скидке ущерба государству. Но стоимость каналов связи до ЦОД, однозначно – один из ключевых факторов сдерживавших развитие рынка İT в Казахстане.
Логично предложить концепцию локальных коммерческих центров обработки данных независимых от операторов связи. Локальных, это значит до которых любой компании можно проложить локальный канал связи. Например, свою волоконно-оптическую линию связи производительностью 96 каналов по 10 GB. Несколько близлежащих бизнес центров вполне могли бы содержать оборудование своих арендаторов в таком ЦОД. А. непосредственно в центре обработки данных компания могла бы подключиться к Интернет-каналам сразу нескольких операторов. Таких ЦОД в России более 90%. При активизации определенных административных стимулирующих мер, Казахстану тоже потребуется большое количество ЦОД и на слуху будут не только павлодарский центр обработки данных или ЦОД в ПИТ Алатау, но и другие крупные проекты.