Северокорейская диктатура. Как приручить целую нацию
С 1946 года Северной Кореей правит одна семья. Официальные титулы основателя династии Ким Ир Сена: Великий Вождь, Солнце Нации, Железный Всепобеждающий Полководец, Маршал Могучей Республики, Залог Освобождения Человечества и другие. В день его рождения в КНДР празднуется День солнца. С 1994 по 2011 гг. страной руководил его сын Ким Чен Ир. В титулах он ничуть не уступал отцу. Вот некоторые из них: Любимый руководитель, Великий маршал, Центр партии, Залог объединения страны, Судьба нации…
Сейчас во главе страны внук Ким Ир Сена и сын Ким Чен Ира Ким Чен Ын. Пока он обходится без пышных титулов.
В каждом случае наследственности власти, отцы выдвигали сыновей заранее. Ким Ир Сен с 70-х годов готовил сына и в 1980 году Ким Чен Ира официально объявили преемником. Ким Чен Ир также за несколько лет до своей кончины утвердил сына Ким Чен Ына своим преемником. Необходимо отметить, что процесс передачи власти в обоих случаях проходил без особых эксцессов.
Таким образом, почти 70 лет страной правит одна семья. Причем, следует заметить, что эта страна называется народно-демократической, а не монархия, где власть передается по наследству. Очевидно, что в КНДР действует семейная форма правления.
Возникает вопрос: Если, это не монархия, то в чем феномен такого правления? История любой страны и, в особенности схожего с КНДР Советского Союза, показывает, что после ухода лидера начинается борьба, в результате чего одна победившая группировка к власти приводит своего человека. В Северной Корее ничего подобного не наблюдается.
Одной из причин такой устойчивой семейной преемственности кроется в самой правящей партийной и военной верхушке КНДР.
Если бы правление семьи Ким на каком-то этапе прервалось бы, то это сразу коснулась бы всех тех, кто у власти. При одном относительно положительном сценарии — последовала бы борьба за власть, кому-то из них в любом случае пришлось бы уйти, поскольку таковы правила борьбы за власть. При наиболее вероятном негативном сценарии – вслед за крушением режима семьи рухнула бы и сама верхушка с самыми негативными последствиями и для нее самой и для страны.
Поэтому северокорейский режим в целом в лице партийных и военных руководителей заинтересован в сохранении преемственности семьи Ким, что подразумевает сохранение собственного и, по всей видимости, неплохого во многих отношениях положения.
Таким образом, в Северной Корее сложился некий политический консенсус в отношении режима одной семьи. Поэтому присваивают громкие титулы, лишь бы семья Ким долго и беспрерывно правила, что означает, что правящая партийная и военная элита также долго и беспрерывно будет находится у власти.
Перефразируя известную фразу, можно сказать, что прагматичная свита все делает для того, чтобы престолонаследие продолжалось, ибо это и есть условие их собственного нахождения у власти.