Казахстан по размерам своей экономики не способен «поглотить» мигрантов из ЦА
Глава ФМС России Константин Ромодановский сообщил, что число въехавших в Россию мигрантов в первые дни января 2015 года снизилось на 70% по сравнению с аналогичными периодом прошлого года. По его словам, снижение числа мигрантов связано с экономической ситуацией в стране и ужесточением миграционного законодательства. Экономический кризис в сочетании с обесценением рубля в России будет и дальше провоцировать отток трудовых мигрантов и частичное замещение их местной рабочей силой.
Ниже я проанализирую причины и возможные последствия этих событий для Казахстана и стран Центральной Азии. Для отъезда иностранных рабочих из России в ближайший год есть сразу три веских экономических причины: 1) обесценение рубля снижает привлекательность работы в России; 2) снижение экономической активности в России в условиях экономического кризиса снижает потребность в иностранной рабочей силе; 3) в условиях роста безработицы в России будет происходить частичное замещение иностранной рабочей силы местной. К этому можно прибавить и политические причины.
В России растет внутриполитическое напряжение, и число экстремистских атак против мигрантов может увеличиться. Могут возрасти и коррупционные поборы, так как коррумпированные сотрудники правоохранительных органов нуждаются в каких-то источниках доходов, а доходы эти в условиях кризиса сокращаются. Наконец, российские власти в условиях сложной ситуации и в экономике и в политике также могут продолжить ужесточение законодательства и практики правоприменения. Уже сейчас у многих центральноазиатских трудовых мигрантов после падения курса рубля возникло желание уехать из нашей страны. Перед Новым годом транспортные компании фиксировали массовый отъезд мигрантов из России.
Прежде работающие в России граждане Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана зарабатывали здесь рубли, покупали доллары и отправляли эти доллары на родину. Уже сейчас заработок в России в долларовом выражении для трудовых мигрантов стал примерно в 2 раза меньше, чем год назад. Да и на жизнь в России в связи с инфляцией надо тратить куда больше денег, следовательно, меньше остается на то, чтобы отсылать родственникам дома. Однако в условиях общего кризиса и ожидаемого роста безработицы российские работодатели не хотят повышать зарплату не только трудовым мигрантам, но и гражданам России. Таким образом, заработать в России станет совсем тяжело.
К общему уменьшению количества трудовых мигрантов в России по причине инфляции может присоединиться влияние еще двух отмеченных выше факторов: спада деловой активности (то есть, просто будет меньше рабочих мест) и увеличения конкуренции со стороны россиян из-за растущей безработицы. Именно эти факторы были основными для трудовых мигрантов в ходе предыдущего кризиса. В кризис, видимо, будет происходить частичное замещение мигрантов российской рабочей силой. Сокращаемые сотрудники-граждане России будут искать другую работу, замещая мигрантов. Особенно это касается не чисто физической неквалифицированной работы, например, работы продавцов.
Скажем, мне рассказывали, как еще во время прошлого кризиса увольняемые из банков и компаний менеджеры шли торговать в магазины на место трудовых мигрантов. «Я просто обалдеваю от тех резюме, которые мне приносят люди, претендующие на место продавца в магазине. Раньше у меня были таджики, узбеки и киргизы, которые и по-русски то плохо говорили, а теперь на ту же работу претендуют люди, работавшие в фирмах и банках», — вот что говорил мне один знакомый коммерсант в 2008 году. Сейчас ситуация начинает повторяться.
Означает ли отток центральноазиатских мигрантов, что в России может возникнуть серьезный дефицит низкоквалифицированных кадров? Нет. Дело в том, что уедут отнюдь не все. Других источников доходов для бедных слоев населения стран ряда Центральной Азии просто нет. Да и для стран Центральной Азии, в целом, других открытых трудовых рынков просто нет (о роли Казахстана как возможной альтернативы России скажу чуть ниже, но очевидно, что Казахстан просто по размерам своей экономики не способен поглотить такое большое количество трудовых мигрантов как Россия, то есть, он не является альтернативой для основной массы мигрантов).
Сейчас перечисления от трудовых мигрантов дают порядка 50% ВВП Таджикистана (1 место в мире по данному показателю!!!), порядка 30% ВВП Кыргызстана (3 место в мире по данному показателю) и солидную долю ВВП Узбекистана (здесь данные и оценки очень разнятся, но она может быть порядка 10-20%). Потребность в рабочей силе в условиях экономического спада будет меньше. К тому же, мигрантов могут частично заменить местные российские кадры (особенно, на менее низкоквалифицированных и физически более легких работах).
Наконец, если вдруг возникнет недостаток рабочей силы, то российские работодатели просто поднимут мигрантам зарплату, компенсировав ее до достаточного уровня, который бы создавал стимул ехать в Россию. Как же отток мигрантов скажется на Казахстане и Центральной Азии? Для Казахстана это приведет к усилению конкуренции на рынке труда, так как часть мигрантов, уехавших из России, отправится в эту страну.
Именно Казахстан является в настоящее время второй после России страной, куда направляется основной поток трудовых мигрантов из более бедных стран Центральной Азии. Очевидно, что роль казахстанского рынка для трудовых мигрантов возрастет. Среди позитивных аспектов этого процесса – увеличение предложения на рынке труда, что поможет казахстанским кампаниям снизить цены и повысить эффективность производства. Среди негативных – усиление напряжения на рынке труда для коренных казахстанцев (это касается исключительно малоквалифицированных работников) и проблемы с безопасностью, которые всегда сопровождаются усилением притока мигрантов (например, можно ожидать роста числа криминальных преступлений, а, возможно, и рост экстремистских настроений среди мигрантов).
Впрочем, последние из упомянутых проблем не надо преувеличивать, хотя соответствующие органы должны принять угрозы к сведению. Для южных же соседей Казахстана ситуация может оказаться куда сложнее. В связи с прекращением перечислений от большой массы мигрантов возможен экономический спад, особенно, в Таджикистане и Кыргызстане.
На родине возвращающихся трудовых мигрантов ждет полное отсутствие работы и средств к существованию. Это будет вести к росту социального и политического напряжения в уже и так сложной ситуации, когда растут угрозы безопасности из Исламского государства в Сирии и Ираке и с территории Афганистана. В целом, в сочетании с целым рядом других неблагоприятных факторов отток трудовых мигрантов из России может привести к серьезному обострению ситуации в Центральной Азии в 2015 – 2016 гг.