Доходность Нацфонда – в лучшем случае 1,8%

На днях в новостях прошла информация о том, что Казахстан с 2014 года начнет тратить сбережения Нацфонда. На самом деле речь шла об обычном процессе выделения средства из Нацфонда в бюджет в виде трансферта, только в этот раз часть будет выделена в качестве целевого трансферта. Но обо всем по порядку:
старший партнер Center for Strategic Initiatives (CSI)

На днях в новостях прошла информация о том, что Казахстан с 2014 года начнет тратить сбережения Нацфонда. На самом деле речь шла об обычном процессе выделения средства из Нацфонда в бюджет в виде трансферта, только в этот раз часть будет выделена в качестве целевого трансферта. Но обо всем по порядку:


1. Выделение денег из Нацфонда посредством трансферта идет ежегодно, начиная с 2007 года. Тогда было выделено 259 млрд. тенге. В 2008 году объем резко увеличился до до 1,075 трлн тенге. В 2009 выдали примерно столько же — 1,107 трлн тенге. В 2008-2009 годах выделение денег носило антикризисный характер, а в последующие два года, когда выделяли по 1,204 трлн тенге ежегодно, уже выделялся гарантированный трансферт на цели ГП ФИИР. Правда, из этой суммы до ГП ФИИР доходило всего 30-40 млрд. тенге, но это отдельная история. В 2012 было выделено 1,380 трлн. тенге. В 2013 году показатель остался на этом же уровне, как собственно и в 2014 году. Иначе говоря, с точки зрения объема денег, направляемых ежегодно из Нацфонда в бюджет, ничего не меняется. Меняется лишь назначение — если в текущем году вся сумма направлялась на общие цели, то теперь отдельно 150 млрд. тенге будет направлено на ЭКСПО-2017, для чего применяется термин "целевой трансферт". Как видим, страна давно тратит нефтяные деньги и это нормальный процесс. 


2. Но зададимся вопросом, а много ли это, или мало?  Возьмем для этого отчет 2012 года. На 1 января объем активов Нацфонда составлял 7,988 трлн. тенге. В течение года поступило 3,751 трлн. тенге от нефтяного сектора, от приватизации госимущества и т.д. Были также доходы от управления Фондом в размере 291,4 млрд. тенге. Из поступившей суммы в бюджет было направлено 1,380 трлн. тенге. На конец года активы Нацфонда составили 10,354 трлн. тенге. Иначе говоря, средства поступающих от нефтяного сектора достаточно как для финансирования бюджета, так и для обеспечения дальнейшего прироста активов Нацфонда. Надо отметить, что Минфин публикует сводную информацию по Нацфонду, а Нацбанк только по той части, по которой осуществляет управление. 


3. Отметим, что 1,380 трлн. тенге составляют 23,7% от доходной части бюджета 2012 года. Если добавить другие налоги от нефтяного и в целом от сырьевого сектора, а также поступления от смежных отраслей, то скорее всего цифра поднимется до 50-60%. Но, справедливости ради, отметим, что в Норвегии аналогичная зависимость от сырьевого сектора. И даже более высокая, так как часть нефтяных доходов тратится на пенсионное обеспечение граждан, не говоря уже о финансировании инвестиционных проектов на рыночной основе.


4. И наконец, отметим качество управления Нацфондом. Правда здесь два источника данных. Согласно данным Минфина, в 2012 году инвестиционные доходы Нацфонда составили 291,4 млрд. тенге, или около 3%. Если исходить из данных платежного баланса, выложенном на сайте Нацбанка, то доходность составила около 155 млрд. тенге, то есть около 1,5%. В 2013 году данные еще более противоречивые. Так январь-августа Нацфонд демонстрирует убыток в размере 26,2 млрд. тенге. Если смотреть за полугодие, то убыток составил 3,7 млрд. тенге, тогда как по данным Нацбанка доход составил 93 млрд. тенге, что примерно соответствует около 1,8% доходности. Скорее всего, есть какое-то объяснение несоответствию данных между Минфином и Нацбанком, но оба варианта — неутешительные выводы. Даже если данные Нацбанка верны, то доходность в лучшем случае достигает 1,8%. Хотя внутри Казахстана достаточно проектов, которые могут обеспечить даже вдвое большую доходность. В худшем случае, если данные Минфина верны, то у Нацфонда убытки, что в целом поднимает вопрос о необходимости вложения средства фонда в зарубежные активы. По крайней мере, имеет смысл направлять дальнейший прирост активов Нацфонда на внутренние инвестиционные проекты.


5. И последнее. Если в последующем вопрос с доходностью Нацфонда будет решен, то возможно имеет смысл направлять инвестиционный доход фонда на социальные проекты — например, на реализацию демографической политики (декретные и т.д), или на расширение возможностей Жилстройсбербанка, или же даже просто перечислять на пенсионные счета граждан. Данная мера не повлечет уменьшение активов Нацфонда, но зато население реально почувствует, что Нацфонд заботится не только о будущих поколениях, но и о ныне живущем. Собственно, деньги Нацфонда и сейчас используются, но эффект "замазан" бюджетным механизмом, а целевое использование обеспечивает прямой и очевидный эффект.