Cамокоронованные

Посредственность. Если повторить это слово даже сто раз, песни и пляски, удостоившиеся как бы Евразийской музыкальной премии, не станут гениальными. Как, впрочем, не станут они и хуже.
Директор по связям Фонда БОТА

Посредственность. Если повторить это слово даже сто раз, песни и пляски, удостоившиеся как бы Евразийской музыкальной премии, не станут гениальными. Как, впрочем, не станут они и хуже.

Kursiv.kz (http://www.kursiv.kz/news/details/kultura/Nazvany-laureaty-II-Evrazijskoj-muzykalnoj-premii/) уже ознакомил вас с результатами церемонии, отшуршавшей в минувшие выходные в Алматы как одно из событий дня города. Поговорим не о новостях, а о материале – песнях, людях, клипах.

Али Окапов – бесспорно, не самый бесталанный молодой человек среди наших молодых, заслуженно из лучших дебютантов прошлогодней премии перекочевал в лучшие исполнители. Не факт, что произошла эта метаморфоза не только формально и что имеет она под собой реальную почву, но случилось.

Жаль, конечно, что главный (причем сильно популярный в народных низах) конкурент сына Розы Рымбаевой, был как бы отстранен от церемонии в силу случившегося недавно концертного казуса с мордобитиями, неповиновениями и поджогами у большого магазина. На стадионе подобное было бы эпичнее.  

Насколько Луина лучше всех остальных девушек, ступивших недавно на казахскую сцену, тоже судить не берусь, но аранжировки треков не сильно отличающейся от нее Жанар Дугаловой мне более интересны. Они в такт текущему моменту – так звучит сейчас каждая вторая музыкальная запись на территории бывшего СССР. Хотя бы.

Анель Аринова  – тоже, возможно, никакой не дебют года, но хоть выглядит достаточно харизматично, необычно, современно. Девушка с огоньком и недурным мейкапом лихо и регулярно вставляет 1 английское слово на каждые 20 казахских, расплавляя свой вокал на сковородке, где уже топится музон а-ля 70-е (что ныне модно).

Глубину искать и оценивать в этом деле – глупость несусветная, но аналогии – запросто. Потому что они тут же в творениях номинантов-соседей. K-Rim с написанной Еркешем Шакеевым и аранжированной, опять же, под 70-е песней не спел ничего нового, но этого было вполне достаточно, чтобы урвать призовую статуэтку музыкального телеканала, проводившего действо.

Можно еще с полчаса путешествовать по списку номинантов и призеров т.н. EMA 2013, но оно нам надо? Rin’Go по-прежнему поют и вытанцовывают неплохой продукт, а «Орда» осталась в начале нулевых, как не старается сделать update. Айкын один в один все тот же парень-певец (или певец-парень), каким он был ровно 10 лет назад, когда оказался в числе 12 финалистов первого Superstar.kz. А просто хорошо петь, как тогда, сегодня, увы, уже мало. «МузАрт» продолжают выпускать с конвейера песни-клоны, как с музыкальной, так и с текстовой точек зрения. Весьма популярные в областях и оттого, очевидно, за наградой не явившиеся.

Плюс-минус то же можно сказать и про есентаевский Кеш You, и про клип «Солнце» группы Amouage, где квинтэссенция вообще всего, что только могли создать за последние десять лет казахстанские девичьи поп-банды, – никакие вокалы, холодные взгляды, голые торсы юношей-моделей, одетые в вечернее младодивы, стандартные, роботами сделанные аранжировки, пустыня и недорогие спецэффекты.  И чем, простите вышеупомянутые коллективы интереснее и инновационнее тех же FM, по иронии судьбы попавших в категорию «Лучший этно-фолк проект». Где там этно и где там фолк ночевали, простите? Вопрос организаторам и жюри премии: вы просто постеснялись открыто признаться, что не хватило номинаций для всех одинаковых певцов, которых хотелось наградить, поэтому выкручивались как могли?

Рок-н-ролл мертв по умолчанию, еще с 80-х, когда об этом заявил БГ. Если он был мертв уже тогда и на той территории, то здесь его, можно сказать, вообще никогда не было. Удивительно само по себе присутствие номинации «Лучшая рок-группа», ведь задавала тон всему мероприятию Нюша, русская хэдлайнерша стадионного шоу.

Абай сотню лет назад писал в своих «Словах назидания» про нескромность, которая наше все. Оно все и в наши дни, когда казахстанскую церемонию шовинистически величают Евразийской. Я, конечно, понимаю, что куда уж узбекам, киргизам, таджикам – и рынки не те, и все такое прочее, но… Простите, в Узбекистане современный поп-рынок – плохой-хороший, но он хотя бы во много раз больше нашего и по объему, и по ассортименту.

Были хорошие артисты всегда в Бишкеке и Душанбе, есть они и сегодня. Я, конечно, понимаю, что высоты уровня «Элес», Юлдуз Усмановой и Далера Назарова не для таких подростковых премий, но вы хотя бы для приличия послушали бы новое из тех стран, номинировали этих артистов, организовали систему голосования в тех странах, прежде чем претенциозно именовать свое детище Всеевразийским слетом самопровозглашенных академиков песенных наук. Это я еще молчу, про то, что Евразия – даже далеко не то же, что Казахстан и Средняя Азия. Организаторы смотра полупрофессиональной самодеятельности сильно удивятся, вероятно, узнав, что входит в сие понятие более 90 стран с населением около 5 млрд человек. Но проще назвать премию казахстанской и быть скромно-гордыми, зато честными с самими собой.

Пожалуй, единственное, что придает вес скорее премии, чем ее обладателю, это победа Батырхана Шукенова в номинации «Лучший артист». Показательно, хотя, возможно, и случайно, что достойнейший из наших певцов, всегда работавший и знавшийся с коллегами из Таджикистана и Узбекистана, на вручении отсутствовал. Возможно, просто не судьба случилась, а, может, это была попытка вежливо намекнуть на свое отношение ко всей этой затее. Не стоит забывать, Батыр — человек воспитанный, интеллигентный, духовный, в конце концов. И таким, он, пожалуй, был бы единственным на сцене съезда самокоронованных артистов.