Как казахи одевались зимой 100 лет назад и могли бы одеваться сейчас
Если верить архивам, у казахской степи был шанс стать родиной пуховиков.
И мы даже не о том, что казахи издавна простегивали свои чапаны – то есть использовали тот же прием, что и сегодня применяется при производстве «пуханов». Мы о том, что наши предки владели техникой изготовления зимней одежды из лебяжьего и – внимание! – гагачьего пуха. То есть того самого материала, которым в XVI веке утеплили свои куртки норвежцы, изобретя таким образом пуховик.
Триста лет спустя, а именно в 1878 году, нашу шубу из пуха гагар показали на выставке казахского народного ремесла в Акмолинске, о чем пишет в своей книге «Казахское народное прикладное искусство» историк, археолог, этнограф А. Х. Маргулан.
Рассказываем, какую зимнюю одежду носили казахи 100 и больше лет назад и что из этого можно было бы носить сейчас.
Казахская шуба: правила хорошего тона
Сначала о шубах. В этом сложном вопросе еще раз проявилась одна из особенностей казахского языка и отношения к делу: несмотря на то, что общее название всех шуб у казахов – это тон, у некоторых видов шуб есть и свои отдельные наименования.
Например, шубы из меха пушных зверей называются ішік, из шкур жеребят или козьих – жарғақ, из верблюжьих шкур – күпі. Российский и советский археолог С. И. Руденко, который ровно 100 лет назад, в 20-х годах XX века, занимался исследованием одежды казахов, живших по берегам рек Уил и Сагыз (Западный Казахстан), назвал күпі древнейшим типом одежды тюркоязычных народов, «культурным достоянием казахов и их предков в течение по меньшей мере двух тысячелетий».
Надо отдать должное вкусу и fashion-чутью наших предков: несмотря на древность степных шуб, многие из них вполне соответствуют современным модным тенденциям. Например, если говорить о сегодняшнем тренде – шубах мехом внутрь – это очень популярная модель в казахских гардеробах прошедших веков.
«Меховая шуба, крытая высокосортным шелком, была одним из самых дорогих предметов в приданом невесты, она называлась бас тон», – пишет Алькей Маргулан.
Впрочем, шубы покрывались не только шелком, но и парчой (для самых модных), сукном (для практичных) и украшались вышивкой. К слову, казахские мастера умели вышивать не только на ткани, но и на коже и замше – и сегодня это ремесло возрождается. На недавнем конкурсе казахстанских ремесленников «Шебер» мастерица Айгуль Туралиева представила чапан из натуральной замши с традиционной казахской вышивкой біз кесте (крючком). Очень красиво.
Степные дубленки
Если существует несколько версий происхождения пуховиков, то по поводу дубленок мнение однозначное: конечно, они появились в России.
Хотя нашим историкам и этнографам иногда хочется поспорить.
Например, у нас шились дубленые шубы из шкуры верблюжонка (и тоже с вышивкой) – бота тон, или так называемые тай жақы или құлын жақы – из дубленой шкуры жеребенка.
Конечно, это не то чтобы актуальные (который сезон!) дубленки-«авиаторы», но, с другой стороны, – могут быть у казахстанской моды свои особенности?
Для рожденных «в рубашке»
Но если шуба и дубленка – это все-таки больше для холодных регионов, то для теплых у казахов была предусмотрена очень эффектная вещь – кебенек. Войлочный плащ.
Сегодня часто приходится читать, что «образцы кебенка, к сожалению, не дошли до нас», и само это слово больше знают по старой казахской пословице – аналогу русской «родиться в рубашке», но, согласно архивным данным, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится роскошный кебенек, вышитый тамбуром. Причем это очень интересная вышивка: большие круглые медальоны, символизирующие солнце, в центре каждого медальона – белая звезда, а вверху и внизу – мотив, похожий на изображение орла – символа власти.
Кстати, в уже упомянутой книге Алькея Маргулана он значится как военный плащ.
Почему – военный? Потому что кебенек носили конные воины (поэтому предусмотрены специальные разрезы), он надежно защищал своего хозяина не только от снега или дождя, но и, при необходимости, скрывал кольчугу, чтобы не привлекать внимание раньше времени.
Кстати, у кебенека не было рукавов, но был капюшон. И когда известный казахстанский дизайнер Айдархан Калиев решил восстановить старинный плащ, он не мог не отметить, что старый казахский фасон, опять же, очень напоминает современные европейские (или, скорее, наоборот): у кого сегодня в гардеробе нет длинного непромокаемого жилета с капюшоном?
Айдархан Калиев сделал кебенек полностью по старинной технологии: когда плотное полотно валяли из шерсти белых верблюжат и потом вышивали. И сегодня это, пожалуй, единственный кебенек в Казахстане. Дизайнер сделал его не на заказ, не на продажу и не для съемок – это тот самый случай, когда говорят – «для души». Чтобы просто вспомнить, что когда-то у казахов была и такая одежда – и почему бы ей не быть сейчас? Тем более что плащ из плотного войлока и сегодня, как и 100–200 лет назад, способен уберечь от холода и ветра, при этом не сковывая движений.
Шекпен на экспорт
А еще у казахов был шекпен. Тоже – плащ для защиты от непогоды и тоже – образец великолепного дизайна. Как писал шведский путешественник и натуралист Иоганн Петер Фальк, он «имел свой определенный фасон, который старались безукоризненно выдержать».
Там было что выдерживать. В одной из построек комплекса Ходжи Ахмета Ясави хранится старинный шекпен – и даже в полутьме подземной мечети он сразу обращает на себя внимание. Строгий – вопреки европейским представлениям о восточной одежде, лаконичный по крою – сегодня эта лаконичность вовсю используется мировыми дизайнерами, и прекрасно сохранившийся – потому что сделан из натуральных долговечных материалов. То есть, говоря нынешним языком, экологичный.
Шекпены делали из неокрашенной шерсти – и тогда они были модных нынче натуральных желтых и белых оттенков, или красили в синий, пурпурный и прочие цвета. Единственная отделка – обшивка галуном по краю. Наверное, именно поэтому, из-за своей подчеркнутой скромности, шекпен считался модной молодежной одеждой. Таким он может быть и сейчас: на недавней выставке Союза ремесленников Казахстана в ГМИ им. Кастеева был представлен шекпен работы известной мастерицы Ауес Сагинаевой. Такой можно носить даже с джинсами – и он будет смотреться совершенно органично.
Кстати, когда-то шекпен был «предметом экспорта» в наших степях. В книге «Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана» (Москва, «Наука», 1989 год) говорится о том, что у каракалпаков Хорезма в конце XIX – начале XX века верблюжий шекпен «продолжал почитаться как традиционная выходная одежда богачей, но его покупали у соседних казахов или иногда ткали сами из покупной (у казахов же) шерсти». Сегодня мы вряд ли сможем его экспортировать: производство шекпена очень трудоемко и, соответственно, дорого.
Да, и возвращаясь к началу: к одежде из птичьего пуха. Интересно, что куртки, подбитые лебяжьим пухом, у казахов обычно носили баксы (знахари, шаманы), и им придавалось сакральное значение. Но во втором томе «Казахского народного прикладного искусства» А. Х. Маргулана представлена женская шуба из лебяжьего пуха. С пометкой: «принадлежавшая семье Валихановых». И эта вещь дивной красоты и на удивление современного силуэта с успехом могла бы заменить самую дорогую современную шубу, или тем более пуховик.